Екатерина Серебрякова: "Эмоции не бывают плохими или хорошими, они могут быть неискреннимия"


Щелкунчик. Альберт Загретдинов, Елизавета Мислер.

Наша беседа с талантливым театральным фотографом Екатериной Серебряковой: о пуантах, высоких нотах, переходных позах, щелчке затвора и любимых спектаклях. В чём специфика профессии балетного фотографа? Учат ли балетных фотографов разбираться в балете, хотя бы в его основах? Специфика балетного фотографа как в том, что нужно разбираться в этой сложной профессии под названием «балет». Наверное, это звучит излишне категорично, но иначе и не скажешь. Есть чёткое деление в терминах «пляска», «танец» и «балет». К сожалению, даже Википедия говорит, что балет - это пляска и пантомима, что в корне неверно. В пляске движения хаотичные, а в балете для каждой позиции есть обозначение и название на французском языке. Балетный фотограф обязан отдавать себе в этом отчёт и держать в голове (желательно) «картинки» этих позиций. Этому есть понятное объяснение: раньше снимали на плёночную технику, она слегка опаздывала по сравнению с движением человека. Сейчас снимают на цифровую, и она опережает… Вывод напрашивается сам. И в том, и в другом случае фотокадр может попасть в переходную позу и выставить танцовщика в негативном свете. Не думаю, что можно, поставив человека в неловкое положение, грубо говоря, его «подставив», гордиться своей работой и полученным снимком. Подчеркнуть красоту грамотно исполненного классического танца и есть задача настоящего балетного фотографа. Увы, в настоящее время многие пресс-службы театров приглашают снимать танец не людей, разбирающихся в этом виде искусства, а, например, своих знакомых или «Васю, который красиво снимает девочек в студии и свадьбы». Результат часто виден на сайтах театров, когда на фотографии танцовщиков просто без слёз не взглянешь. Наверняка, пресс служба старалась, и кому-то там кажется, что снимок «красивый» - на нем есть эффект боке, например, развевающаяся пачка, крупным планом пуанты. А смотришь – на снимке лебедь не стоит на пятаке, ноги не в пятой позиции, корпус как-то слишком перегнут. Что хотел сказать фотограф? Что хотела сказать пресс-служба, размещая этот снимок на сайте театра? Ох, одни вопросы. Я всегда вспоминаю известного балетного критика Слонимского, который, для того, чтобы грамотно писать о балете, сам встал к балетному станку и делал экзерсисы. К сожалению, никакого обучения именно театральной съемке у нас в стране нет. Лично я пришла в балетную фотографию из балетной журналистики, а потом и критики. Не так давно я получила сертификат об обучении на курсе «Балет и современный танец», который организовал центр Мейерхольда совместно с премией «Золотая маска». И там нас учили и основам балетного танца, и азбуке его движений.