top of page

Жизнь в Айви-Хауз


В 1912 году Анна Павлова приобрела особняк "Айви-Хауз" - "дом, увитый плющом", а в 1913 году, расставшись с петербургским балетом, окончательно обосновалась в нём. Отрадой балерины стал её сад. Она всегда любила красоту природы, а потому вдохновенно обустраивала свой уголок. Павлова привозила цветы, семена и даже маленькие деревья - многие из которых были весьма экзотические - изо всех своих поездок.


Каждую весну внешний вид сада становился иным: Анна сама продумывала расположение дорожек, клумб и лужаек, меняя их по-своему усмотрению. К сожалению, очень многие цветы пропадали в холодном и влажном лондонском климате, но Павлова без устали заменяла увядшие растения новыми.

Сад требовал время и заботу, но вместе с тем служил успокоением и огромной радостью для хозяев. Когда Павлова постоянно пребывала дома, то как бы поздно она ни возвращалась после выступления в театре, она всегда проходила в сад, любовалась им и замечала малейший непорядок.

Она обожала говорить с цветами и деревьями, верила, что они понимают её. В редкие часы отдыха балерина с удовольствием лежала в гамаке и наблюдала за тем, что происходит в её райском уголке: как птицы перелетают с места на место и плещутся в фонтане, как расцветают алые головки маков, как изящно склонились ивы над прудом.

Великолепный пруд с водяными лилиями также был предметом гордости Павловой. Белоснежные лебеди изящно скользили по его серебристой глади, а среди них Джек, её любимец и отрада. Он, как собака, преданно следовал за ней в различные уголки сада, без страха принимая угощение из её рук.

Камиль Сен-Санс, автор бессмертного "Лебедя", посетил танцовщицу в 1913 году. Он был шокирован тем, как бесстрашно Павлова обращается со своим питомцем: она устроила настоящую возню, толкая и щипая Джека в шутку. Птица, способная ударом крыла переломить человеку ногу, не сопротивлялась.


bottom of page