top of page

Царство Теней: мираж Солора

Сцена «Царства Теней» из 3-го акта «Баядерки» Людвига Минкуса известна как один из самых божественно прекрасных танцев в классическом балете. За чуть менее, чем 10 минут вся квинтэссенция балетного искусства выражена в простом адажио: артистки балета в белых пачках делают два шага в арабеск-плие, замирают, слегка наклоняются вперед, собирая пордебра, а после прогибаются назад, приоткрывая руки, подобно распускающемуся цветку.

Потрясающим этот танец делает медитативность, с которой 32 балерины медленно, одна за другой, появляются где-то на высоте и спускаются всё ниже, как на крыльях, по ступенчатому пандусу в идеальном порядке.

Дальнейшее развитие сюжета показывает, что «Царство Теней» – это видение воина из касты кшатриев, Солора, по погибшей баядере, Никии. Балерины – это призраки, но не злые, как мстительные вилисы.

«Баядерка», поставленная Мариусом Петипа в 1877 году, безусловно, отвечала вкусам публики и моде на экзотику. Некоторые из «индийских» сцен не выдерживают проверки временем, но сцена «Царства Теней» так же священна, как и белый акт «Лебединого Озера».

Часто эта сцена трогает зрителей до слёз своей абсолютной чистотой. Бывает, что и балерины плачут, но по другой причине. Несложное адажио, описанное выше, первой из вышедших балерин приходится танцевать 38 раз, второй – 37 и так далее. Примерно после двадцати плие-арабеск сводит ноги, но оркестр продолжает играть, пока не выйдут все, и тогда тени, как рассыпанные жемчужины, бегут па-де-бурре, чтобы выстроиться в стройные линии.

Если в начале и в некоторых редакциях (как, например, в «Баядерке» Рудольфа Нуриева), тени кажутся несколько механическими и даже воинственными, то далее, при хорошем исполнении, музыка, движение и дыхание всех балерин сливаются в одно, производя восхитительный эффект.

Некоторые балетные репетиторы учат, что «каждая Тень – прима-балерина». Эфемерность этой сцены ясна только тогда, когда соблюдены все углы, линии и точки, когда пятки выворотны, а визульная концентрация каждой из балерин предельно точна. Сохранять дистанцию и размер, чувствовать направление и танцевать одновременно с другими в унисон необходимо для чистоты линий.

В некоторых театрах Тени выходят по росту – от самой низкой балерины до самой высокой, в других – первые три Тени – это балерины с лучшими линиями. Их ставят прежде всего для того, чтобы каждая следующая Тень копировала предыдущую.

Первой Тени из «Царства» труднее всего и физически, и психологически. Два шага на сцену – назад пути нет, а впереди 38 маленьких адажио. Но и они – только начало. После выхода Теней адажио заканчивается... и начинается двухминутный вальс с эффектным па-де-труа, когда сил уже нет.

Для таких сложнейших танцев на выносливость балерины настраиваются по-разному: некоторые говорят, что очень важно дышать ровно на каждом арабеске; другие успокаивают себя, что арабеск-плие легче, чем простой арабеск, потому что более «заземленный»; третьи занимаются кардио-тренировками по утрам, чтобы выжить в этом шедевре Петипа, спектакле в спектакле.

bottom of page