top of page

Забытые гении веризма: Зита Фумагалли-Рива


Многие привыкли говорить, что ученик всегда похож на своего учителя. Это достаточно «избитая» мысль как нельзя хорошо подходит к теме данного материала. Большинству любителей оперы известна выдающаяся болгарская певица-сопрано Райна Кабаиванска, снявшаяся в экранизациях опер «Паяцы» (под управлением Герберта фон Караяна) и «Тоска» (с Пласидо Доминго в роли Марио) и отличавшаяся красивым, нежным по тембру лирическим сопрано, филигранным чувством стиля и тонким драматическим дарованием. Однако почти никто сегодня не помнит о человеке, который «создал» Кабаиванску как певицу, направил ее талант в правильное русло и сделал из нее настоящую жрицу искусства. Этот человек – итальянское сопрано и музыкальный педагог Зита Фумагалли-Рива (1893 – 1994).

Raina Kabaivanska - Qual fiamma avea nel guardo (1968)

Фумагалли-Рива родилась в Милане, училась музыке в своем родном городе и дебютировала в 1915 году на сцене миланского театра «Даль Верме» в партии Мими в опере Пуччини «Богема». В течение двух следующих десятков лет имела успешную карьеру на сценах крупнейших театров Италии. В 1923 году с огромным успехом выступила в «Ла Скала», исполнив партию Микаэлы в постановке «Кармен» Бизе с участием известного испанского тенора Мигеля Флеты (первого исполнителя Калафа в опере «Турандот»), а также роль Лауретты в опере Пуччини «Джанни Скикки». В 1924 году пела партию Сюзель в опере Масканьи «Друг Фриц» в театре «Массимо» в Палермо под управлением композитора, а в 1925 блистала в роли Мими на сцене Римской оперы. Также Фумагалли-Рива выступала на сценах «Ла Фениче» в Венеции, «Сан-Карло» в Неаполе, «Комунале» в Болонье, «Реджо» в Турине и «Лисео» в Барселоне, а также на многочисленных итальянских провинциальных площадках.

Enrico De Franceschi e Zita Fumagalli Riva : "Ah! Dite alla giovine"

После того, как Зита покинула сцену, она занялась преподаванием вокала, и главной ее ученицей стала уже упомянутая Кабаиванска, тогда еще, в далеких 1950-х годах, мало кому известная болгарская дебютантка. Опытная дива Фумагалли-Рива не только обучала Райну тонкостям исполнения веристских партий (Тоска, Мими, Чио-Чио-Сан, Сантуцца и другие), но и помогала ей в финансовом плане, давая деньги на еду и проживание, которых у бедной болгарки было очень мало.

Зита дожила до ста лет, а на свое 100-летие, которое отмечалось в театре «Валли» в итальянской провинции Реджо-нель-Эмилия, была как никогда свежа и весела и даже спела несколько любимых оперных арий. Записи голоса Фумагалли-Ривы были сделаны в первой половине 1920-х годов для компаний «Фонография Национале» и «Полидор». Среди них – арии и дуэты (в том числе с Антонио Кортисом и Этторе Бергамаски) из «Богемы», «Мадам Баттерфляй», «Манон Леско», «Тоски», «Травиаты», «Риголетто», «Сельской чести», «Друга Фрица», «Ирис» и многих других опер.

Zita Fumagalli Riva: "Donde lieta uscì"

Достаточно включить хотя бы арию Мими в исполнении Зиты, чтобы понять, что такое настоящее оперное пение. Глубокий, «бархатный» тембр, шикарное звукоизвлечение, открытые, «звенящие» верхние ноты, идеальная интонация, трогающая до глубины души драматическая интерпретация каждой партии, за которую эта певица бралась… Сегодня таких исполнителей уже ТОЧНО нет и не будет. Ведь мы привыкли к форсированному звуку, часто стоящему на грани пения и ора, непозволительным вольностям в интерпретациях оперных партий и вульгарным новшествам на сцене.

Ettore Bergamaschi & Zita Fumagalli Riva - O soave fanciulla

И лишь дома у пожилого итальянского коллекционера, в пыльной глубине старого шкафа, лежат бережно обернутые в бумагу огромные черные пластинки в 78 оборотов со скромной надписью на розовой этикетке: «ZITA FUMAGALLI RIVA», при первом звуке которых, не обращая внимания на скрип и шуршание, сразу забываешь о серости и невзгодах сегодняшнего дня, уносишься в полный волшебства мир настоящей музыки и понимаешь, что, несмотря ни на что, истинное искусство не умирает со временем, всегда оставаясь в наших душах и сердцах…

Zita Fumagalli Riva: "Un bel dì vedremo"

bottom of page