top of page

"My Way". К юбилею Мистера Голубые Глаза.


Ровно сто лет назад, 12 декабря 1915 года, в семье итальянских иммигрантов в США появился мальчик, которому суждено было стать легендой. Его выгнали из школы за "безобразное поведение" в 16 лет, он так и не получил музыкального образования, однако волнующий тембр его голоса поражал слушателей с первых нот, а имя его до сих пор окружено восхищением. Надеюсь, у многоуважаемых читателей не вызовет удивления тот факт, что в журнале, посвящённом опере и балету, мы говорим о Фрэнке Синатре - о певце, который, хоть и исполнил дуэт из оперы "Дон Жуан" в фильме "Это произошло в Бруклине", но всю свою жизнь посвятил эстрадно-джазовому пению.

Frank Sinatra & Kathryn Grayson sings La ci darem la mano from Don Giovanni

Заметим в скобках, что многие оперные исполнители пели и до сих пор с большим удовольствием поют произведения Синатры. Достаточно вспомнить Хосе Каррераса, Пласидо Доминго, Андреа Бочелли, Хуана Диего Флореза, Муслима Магомаева... Великий Лучано Паваротти назвал Фрэнка Синатру "золотым голосом 20-го столетия", отдавая должное талантливейшему самоучке.

Коуч Джон Куинлан был под большим впечатлением от диапазона голоса Синатры и заявлял, что у того было намного больше голосовых возможностей, чем все думали. Он утверждал, что Синатра мог исполнить верхнее "си" полным голосом без фальцета. Фрэнк Синатра регулярно занимался плаванием, развивал диафрагму и учился задерживать дыхание под водой. Томми Дорси вспоминал, что Синатра мог взяться за музыкальную фразу и "играть" с ней, не дыша 8, 10 и даже 12 тактов. Несмотря на сильный акцент жителя Нью-Джерси в жизни, в пении акцент Синатры невозможно было обнаружить: его дикция всегда была идеальной, а произношение слов песен он отрабатывал с дотошностью перфекциониста.

Frank Sinatra - "The Girl From Ipanema"

Синатра никогда не учился музыке, однако его "шестое чувство" и удивительный слух отмечали величайшие музыканты того времени. Синатра дирижировал (!) оркестром во время записи шести композиций Алека Уйалдера для кинокомпании "Каламбия Пикчерз". На репетиции с аранжировщиком Клаусом Огерманом и оркестром он услышал "что-то странное" в игре струнных инструментов и попросил Огермана исправить эти неточности, которые впоследствии оказались опечатками в партитуре. Образ Фрэнка Синатры, его актёрский талант, позволивший ему стать обладателем "Оскара" в 1954 году за роль второго плана, неповторимый голос тёплого, бархатистого оттенка навсегда вошли в мировую культуру, задав для современных исполнителей очень высокую планку.

Фрэнк Синатра поёт на русском

12 декабря 2015 года, в день рождения Синатры, в Светлановском зале Московского международного Дома музыки прошёл концерт, посвящённый величайшему певцу. Лучшие песни из репертуара легенды и известные джазовые композиции XX века прозвучали в исполнении Александра Панайотова, Мариам Мерабовой и Мари Карне. Также зрители услышали специальных гостей вечера - звёзд бродвейских мюзиклов Лизу Брешиа и Шона Макдермотта.

Российский джазовый оркестр под управлением Олега Лундстрема профессионально и музыкально задавал тон всему вечеру, настраивая слушателей и певцов то на игривый лад ("Up strike the band" Гершвина, "Ya gotta Try Harder" Нестико), то на лирический ("Makin Whoopee" Дональдсона). Импровизирующие солисты, "поющие" трубы, тромбоны и саксофоны, соревнующиеся в виртуозности певцы и оркестр - всё это можно было наблюдать в рамках концерта.

Вокальные номера участницы музыкального проекта "Голос" Мариам Мерабовой стали самыми яркими моментами вечера. Мариам, обаятельная и страстная певица с веером и бесподобным голосом, напоминала реинкарнацию Эллы Фицджеральд и Сары Воан одновременно. Проникновенный, чувственный вокал, внимание к нюансам, музыкальность, терпкие низкие ноты и чувство стиля отличали её исполнение песен "Georgia on My Mind" Кармайкла, "All of Me" Маркса и "Lover Man" Рамиреса. Мариам светилась любовью к музыке и желанием дарить радость в "Alright okay, you win" Уотса, которую она исполнила под аккомпанемент и виртуозную импровизацию своего мужа, пианиста Арсена Мерабова. Очаровательная Мари Карне, ещё одна звезда Первого канала, выступающая на сцене с 10 лет, не оставила равнодушным ни одного зрителя. Сильный голос, способный передать малейшие оттенки эмоций музыки, сочный тембр, яркость внешнего образа позволили ей выглядеть не менее блистательно, чем ослепительная Мэрилин Монро, при исполнении песни Портера "My heart belongs to daddy". Знаменитая колыбельная Клары "Summertime" из оперы Гершвина "Порги и Бесс" прозвучала тягуче-нежно и проникновенно, в полной мере отразив томление жаркой летней ночи и главной героини. Песня "Let The Good Times Roll", которую мы обычно слышим в исполнении мужчин, приобрела новое звучание и прочтение благодаря Мари. В этом номере она напоминала молодую восходящую звезду Бродвея начала XX века.

Мари Карне

Лауреат телевизионного конкурса "Народный артист" Александр Панайотов хоть и порадовал слушателей безукоризненным вокальным исполнением сложнейших хитов Синатры, но не сумел в должной степени донести до зрителей идею о том, что же такое джаз, свинг, дарк соул... его интерпретации, к сожалению, были слишком попсовыми и не отличались оригинальностью, а ведь самобытность исполнителя и его авторское прочтение всем известных мелодий - то, что так приветствуется в музыке этих направлений. Песня "Strangers in the night" Кемпферта, которой суждено было стать одним из важнейших номеров концерта, не заворожила публику, став проходным эпизодом. То же самое можно и сказать о светлой грусти "Nature Boy" Аберля и философской "What are You Doing the Rest of Your Life" Леграна, которые прозвучали совершенно обыденно. В ярком номере Джоунса "L.A. is My Lady", который, видимо, очень подходит темпераменту Александра, певец раскрылся, а его голос заиграл новыми красками. Иностранные гости Лиза Брешиа и Шон Макдермотт очень органично смотрелись в дуэтных номерах. Песня "Fly Me to the Moon" Ховарда очаровала необыкновенной романтичностью исполнения. "They Can’t Take That Away from Me" Гершвина прозвучала как речь флиртующих между собой и обожающих друг друга влюблённых. Однако и сольные номера исполнителей также понравились зрителям.

Лиза Брешиа и Шон Макдермотт

"Call me Irresponsible" Хойзена и "Some Enchanted Evening" Роджерса из репертуара Фрэнка Синатры прозвучали с присущей элегантностью и лиризмом. "Luck be a Lady" Лоссера и "It Had Better Be Tonight" Манчини стали для Шона Макдермотта звёздным часом: он и танцевал, и играл, и эмоционально и музыкально беседовал с публикой языком музыки. Одним словом, мистер Макдермотт продемонстрировал, что традиции Синатры живы и по сей день. Лиза Брешиа как бродвейская исполнительница смотрелась наиболее выигрышно в культовых американских песнях "Cabaret" Кэндера и "A Wonderful Guy" Роджерса, где она, как и Шон, проявила свои незаурядные актёрские способности и умение "завести" публику.

Лиза Брешиа

К этому стоит добавить необыкновенной красоты подсветку, которая погружала всех присутствующих в сказочную атмосферу музыки. Концерт состоял из 28 номеров - очень разных, незаурядных, не набивших оскомину своей вездесущностью, за что хочется сказать большое спасибо художественному руководителю и исполнителям, что подошли к выбору репертуара с большим вкусом. Очень приятно, что никто не пытался копировать Фрэнка Синатру. Мы ведь все понимаем, что "подражать солнцу нельзя, к нему можно только тянуться".

bottom of page