Монархи и полководцы на оперной сцене


Почти с самого момента возникновения оперы, герои и события истории становятся источниками сюжетов для музыкальной драмы. Но если в эпоху барокко и классицизма преимущество отдавалось Древнему миру, в опере bel canto начала XIX, овеянной романтическими настроениями, интересы смещаются в сторону Позднего Средневековья и Ренессанса. К другим существенным отличиям относится подход к материалу: если в опере XVIII века об исторической достоверности почти не задумывались, в искусстве XIX столетия наметилась тенденция стремления к историзму. В первой половине XIX века в большом количестве выходят в свет повести, романы и пьесы, воскрешающие перед читателем (зрителем) события ушедших эпох, где авторы стараются, по возможности, передать колорит описываемого времени: особенности нравов, обычаев, бытовых деталей. Знаменитый французский поэт, писатель и драматург Виктор Гюго в своих романах и пьесах очень скрупулезно подходил к вопросу достоверности в воссоздании облика прошлого. Он много пользуется различными источниками и историческими исследованиями. В своих популярных драмах (многие из которых, кстати, послужили основой для опер) в авторских ремарках, Гюго подробно описывает детали обстановки на сцене: старинную резную мебель, покрой костюмов, геральдику гербов, орнаменты и т.п. (что считалось новаторством в то время). В живописи появляются многочисленные картины на исторические темы, в которых художники стремятся к правдивому воссозданию событий отдаленного прошлого. Мастера-декораторы также стараются совместить творческую фантазию с правдивой передачей исторических реалий. К тому же стремятся и композиторы. Однако, выразительные средства итальянской оперы bel canto с изящными кабалеттами, элегически-мечтательными ариями cantabile, эффектными стреттами и канканоподобными crescendo с задорным ритмом - мало способствовали раскрытию реального облика выведенных на сцене персонажей из далекого прошлого.

Неизвестный художник - портрет королевы Елизаветы I Тюдор (1585-1590 годы)

Так, ведущее место в творчестве Доницетти занимает королева Англии Елизавета I Тюдор (1533-1603), известная как Елизавета Великая, Королева-Девственница и Добрая королева Бесс. Она фигурирует сразу в трех операх Маэстро – «Замок Кенильворт», «Мария Стюарт» и «Роберт Деверё». Также Елизавете посвящена опера Россини, кроме того, она является героиней в целом ряде опер менее известных композиторов XIX вка. В большинстве из них сюжетная канва строится на взаимоотношениях королевы с фаворитами. Причем, либреттисты трактуют историю довольно свободно. Несмотря на ряд удачных музыкальных находок (знаменитая сцена свидания двух королев в «Марии Стюарт», финал в «Роберте Деверё») образ английской властительницы у Доницетти не всегда убедителен. Елизавета, обладавшая характером вздорным и крутым, любившая во весь голос сквернословить (иногда в церкви прямо во время службы), раздававшая затрещины фаворитам, почтенным сановникам, фрейлинам и даже архиепископу Кентерберийскому, к тому же, отличавшаяся злопамятностью и мстительностью, едва ли способна была на душевные излияния вроде кабалетты «Ah! ritorna qual ti spero» (из «Роберта Деверё»).

Антонис Мор - портрет королевы Марии I Тюдор (1554)

Излишне подробно останавливаться на личности русского царя-реформатора Петра Великого (1672-1725), заметим однако, что к удивлению часто, западные композиторы, любили выводить его в комических операх. Среди прочего, император фигурирует в двух операх Доницетти («Петр Великий» и «Сардаам