top of page

"Я хотел сделать что-то большее"


Владимир Скуратофф начал обучаться танцу в 15 лет в балетной школе Ольги Иосифовны Преображенской, где оказался в её классе единственным мальчиком среди девочек. Поначалу он стеснялся женского общества, но Преображенская посоветовала ему делать то же, что и её воспитанницы, и ничего не бояться. Очень скоро знаменитая балерина и опытный педагог разглядела незаурядный дар своего единственного ученика и уговорила его серьезно относиться к урокам. После преподавателем Владимира стал один из лучших балетных педагогов того времени — Александр Волинин — партнёр великой Анны Павловой. Он, солист балета императорского Большого театра, передал ученику традиции классического танца старой школы. Уже через 4 года Скуратофф впервые вышел на профессиональную сцену и станцевал роль Нарцисса в постановке Ролана Пети. Серж Лифарь, очарованный его исполнением этой партии, решил взять молодого танцовщика под своё крыло и стать его художественным руководителем. Влияние Лифаря укрепило талант Скуратоффа как артиста, благородного танцовщика и прекрасного партнёра. Через два года, в 1946, Владимир стал премьером балета Монте-Карло. Но, как он сам всегда говорил: "Я хотел сделать что-то большее".

Его жизнь изменила встреча с Леонидом Мясиным, чьё влияние на него было решающим. Скуратофф стал один из немногих универсальных танцовщиков своего времени: он исполнял полухарактерные партии, блестяще танцевал роли в балетах наследия и всегда с радостью участвовал в современных постановках. Так критики того времени писали о выступлении Владимира в "Половецких плясках": "Если вы увидите этот талант, то не забудете его никогда. В Скуратоффе — сочетание невероятной красоты, врождённой мужественности и ослепительной техники". В 1947 году английские рецензенты описали его выступление в балете "Шехерезада" как самое значимое событие сезона: "Великолепная элевация раба-Скуратоффа уже могла сделать этот спектакль самым запоминающимся впечатлением вашей жизни, но его интерпретация характера героя была ещё более удивительной. В рабе Нижинского, помимо других достоинств, отмечали его изящные, тонкие пальцы, что "танцевали" в воздухе, как будто не касаясь кожи Зобеиды. Скуратофф также создал подобный эффект, позволив нам составить представление о том, как выглядела эта партия у её первого исполнителя". Владимир Скуратофф танцевал в труппах "Балеты Парижа", "Балет Елисейских полей", "Балет маркиза де Куэваса". Он исполнил множество балетных партий в постановках Ролана Пети, Сергея Лифаря, Виктора Гзовского, Давида Лишина, Жанин Шарра, Михаила Фокина, Брониславы Нижинской. Кроме того, в его послужном списке в качестве балетмейстера — 45 постановок. Владимир Скуратофф также поставил хореографию в 33 опереттах, среди которых «Прекрасная Елена», «Паганини», «Парижская жизнь», «Соломенная шляпка» и другие.

Текст: Юлия Пнева, по материалам cyclowiki и официального сайта Владимира Скуратоффа, © Voci dell'Opera

bottom of page