top of page

"Лю плачет, а я думаю о тебе..."


Творчество Розы Адер, австрийской певицы, жившей в первой половине XX века, незнакомо современным любителям оперы. Её голос даже в годы расцвета никогда не собирал залы восхищённых ценителей. Она пела в Ла Скала и Венской опере несколько сезонов, но не снискала ни славы, ни особого признания. Тем не менее, имя её не канет в реку безвременья и забвенья, навсегда оставшись на страницах истории музыки, увековеченное любовью последнего романтика Италии, великого Джакомо Пуччини. Он обожал "свою" Розу, восхищался её нежным, пусть и небольшим голосом, очаровывающим, окутывающим сладчайшими кремовыми оттенками. Он называл её своим сокровищем, последним утешением и всей своей жизнью. "Моя нежная Роза, единственная, кого я люблю. Как счастлив бы я был, если бы ты оказалась сейчас рядом со мной. Но я страдаю, ты так далеко... Как я хочу тебя увидеть! Я не могу забыть несколько часов в Венеции, проведённых рядом с тобой. Я вспоминаю наши встречи в мельчайших деталях, этим и живу, моя любимая Роза", — пишет он ей в одном из письме.

Роза Адер и Джакомо Пуччини впервые познакомились заочно, когда певица письменно попросила его об автографе. Композитор тотчас же прислал ей его, вежливо сопроводив письмо наилучшими пожеланиями дальнейших успехов в её певческой карьере. Через некоторое время Роза вновь написала ему, благодаря за любезность. В этот раз она приложила к письму две свои фотографии. Композитор был поражён её красотой, он сотни раз смотрел на её портрет и восклицал, как она хороша. Скорее всего, они встретились в Гамбурге в феврале 1921 года, где ставилась опера Пуччини "Триптих". Роза пела главную партию в "Сестре Анжелике". Режиссёр находил её пение недостаточно драматичным для этой роли, а вот мнение Пуччини было более благосклонным, хотя впоследствии и он отмечал, что финальные сцены давались исполнительнице тяжело. Уже в марте они не могли скрывать свои чувства. Единственное сохранившееся письмо того времени свидетельствует с откровенной ясностью: "Ты единственная в мире женщина, кого я люблю". Неизвестно, оставались ли их отношения платоническими или всё же были облечены в плоть и кровь, но они совершенно точно любили друг друга, правда, не могли быть вместе, так как жена композитора, Эльвира, омрачала его жизнь вспышками ревности и истерии. Пуччини постарался поспособствовать карьере Розы в Метрополитен Опера, но даже его слово мало что значило для Гатти-Казацца, который ответил на просьбы композитора отказом, отписавшись, что "певиц такого уровня и в стране, и в театре и так предостаточно".

Но её любил Пуччини, и он писал свою "Турандот", думая о ней. Именно для кремового голоса Розы создавал партию Лю. В образе милосердной, кроткой, нежной, но отважной и самоотверженной героини он рассказал о своём далёком идеале. "Я много сижу над "Турандот". Своей оперой я доволен. Это ты и моя любовь к тебе вдохновляют меня писать так хорошо", — читаем мы в одном из посланий. Работа над оперой усложнялась ухудшающимся здоровьем композитора и тягостными мыслями о "единственном сокровище", которое он потерял. "Моя дорогая Роза! Мне так больно, когда ты страдаешь, но я вынужден так поступать для твоего же блага. Неважно, что страдаю я. У тебя есть будущее, а со мной у тебя нет ничего. Я очень мало могу сделать для тебя, пойми... Нам лучше закончить всё это, остаться друзьями и время от времени обмениваться новостями. Ты ведь знаешь, я хочу для тебя самого лучшего. Ты привыкла к жизни яркой и красивой, а что будет у тебя со мной? Подумай об этом серьёзно. Мне так тяжело от того, что ты можешь быть несчастна. Мои либреттисты ещё не дали мне третье действие "Турандот", но я уже пишу. Лю плачет, а я думаю о тебе, моя бедная, моя хорошая, моя добрая Роза. Обожающий тебя, Джакомо". В 1924 году Роза вышла замуж, но переписка c композитором не прекращалась. Джакомо Пуччини написал более сотни страстных писем, обращённых к госпоже Адер-Тригонья, из числа которых до наших дней дошло около 20 признаний в любви. "Турандот" так и не была закончена, Роза Адер так и не спела партию Лю на сцене. После смерти Пуччини она выступала в небольших театрах Германии, чаще всего исполняя Мими. Правда, кажется, есть редкая неопубликованная запись арии Лю "Tu che di gel sei cinta", сделанная в 1928 году под фортепиано, но где же её теперь отыскать?

Rose Ader sings "Mi chiamano Mimi" from La Bohème by Giacomo Puccini with orchestra 1928.

Rose Ader sings "Donde lieta usci" from La Bohème by Giacomo Puccini with orchestra 1928.

Текст: Юлия Пнева, © Voci dell'Opera

bottom of page