Анастасия Лименько: “Артисты балета должны быть максимально универсальны”
Солистка Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, яркая и самобытная Анастасия Лименько рассказала Voci dell’Opera о трудностях профессии, развитии слуха, специфике современной хореографии, а также о месье Иллере и Юрии Николаевиче Григоровиче.
Анастасия, расскажите, пожалуйста, как из Белорусского государственного хореографического училища Вам посчастливилось попасть в МГАХ? Вас увидели на каком-то конкурсе и затем пригласили? Или всё было иначе?
Да, так и случилось. После пермского конкурса "Арабеск" меня заметили и пригласили в МГАХ. Родителям нелегко далось это решение: достаточно трудно отпустить своего ребёнка в другой город, пусть даже Москва недалеко от Минска. Первое время я тоже скучала, но потом меня настолько сильно поглотила учёба, что заняла всё моё время, мои силы и мысли.
Всегда ли Вы хотели танцевать?
Не могу сказать, что я всегда хотела танцевать. Меня всегда интересовало и до сих пор интересует очень многое. Уже в более старшем возрасте мир танца завладел мной.
Почему Вы выбрали именно балет?
Балет я не выбирала. В детстве у меня не было сформировано четкое понимание, чем я хочу заниматься. Решение отдать в балет принадлежит маме. До хореографического училища я занималась художественной гимнастикой, которую я тоже не выбирала. Уход из спорта был мотивирован его травмоопасностью. Также думаю, что, отдавая меня в балет, мама хотела реализовать свою мечту, благо, что я страстно полюбила эту профессию!
Вы помните, в каком возрасте впервые посмотрели балет? Каковы были Ваши впечатления? Какой спектакль это был?
Впервые я посмотрела балет, когда уже училась в колледже (БГХК), в 10 лет. Это был вечер балетов “Кармина Бурана” и “Кармен-сюита” (хореография Валентина Елизарьева). Меня больше всего впечатлило слияние музыки Карла Орфа и хореографии в первой сцене “Кармины Бураны”. А так воспоминания весьма расплывчатые.
В Вашем Инстаграме я видела Вашу фотографию с Юрием Николаевичем Григоровичем. Вы написали там, что он оказал влияние на Вашу судьбу. Можете рассказать об этом?
Да, Юрий Николаевич оказал влияние на мою творческую судьбу. Мой первый балетный конкурс имени Григоровича "Молодой балет мира" в 2008 году открыл для меня новые грани нашей профессии. Во мне зажёгся ещё больший азарт, появилось желание непременно становиться лучше. Хоть я и была самая младшая (только исполнилось 14 лет), но заняла 3 место и получила специальный приз имени Натальи Бессмертновой "За перспективность". Юрий Николаевич отметил моё выступление, сказал, что я очень бойкая для самой юной участницы. Не могу сказать, что влияние прямое, но встреча с легендой русского балета и участие в его постановке ("Тщетная предосторожность" на выпускном курсе МГАХе) определённо повлияли на меня и моё творчество!
Кто ещё из мира балета повлиял на Вас, Ваш танец, Вашу жизнь? Каким образом?
Конечно, в первую очередь, это мои педагоги. Моя первая преподавательница Наталья Григорьевна Филиппова привила мне любовь к профессии и раскрыла меня, с ней мы прошли два конкурса. Ирина Николаевна Савельева, мой второй педагог в Минске, своим строгим характером сделала меня ещё более дотошной и дисциплинированной. В МГАХе я училась у Елены Александровны Бобровой, которая поддерживала меня и готовила к непростому переходу в театральный мир. С моим педагогом в театре, Галина Николаевна Крапивиной, мы заложили фундамент моих первых партий и меня уже как балерины, а не ученицы хореографического училища. Это лишь крупица имён, которые значимы для меня. Считаю очень верным изречение, что каждый встреченный нами человек - Учитель! Не могу сказать, что на меня оказывает сильное влияние увиденное мной творчество других артистов. Мне может понравиться исполнение или нет, но как такового влияния нет. У меня всегда было четкое видение того, как я хочу танцевать, и самокопание в придачу, а это очень хорошие мотиваторы и двигатели!
В январе художественным руководителем театра стал Лоран Иллер. Скажите, что изменилось в театре с его появлением? Какой он в работе, в отношении к танцу? Вам уже довелось пообщаться с ним лично? Какие советы он даёт артистам?
Пока кардинальных изменений, на мой взгляд, не произошло. Прошло всего лишь 2 месяца. Месье Лоран присутствует фактически целый день на различных репетициях (солистов и кордебалета). Очень внимателен ко всему, старается как можно лучше узнать труппу. Да, довелось пообщаться лично. Самое приятное, что от художественного руководителя постоянно чувствуешь позитивное настроение и энтузиазм.
Скажите, легко ли работать с Андреем Уваровым?
С Андреем Ивановичем у нас прямой работы нет, он сейчас занимает административную должность. Но когда он заглядывает на репетиции или смотрит спектакль, как правило, может сделать чёткие и насущные замечания, дать советы.
Анастасия, Вы обладаете очень хорошим балансом и великолепно крутите туры и пируэты (3-5 бывает). Вы всегда этим отличались? Или Вы развивали эти умения?
В младших классах педагоги уделяли много внимания вращению, и я сама стремилась развивать его. Помогали и игры со старшими ребятами в пируэты, соревновались (количество оборотов у мужчин обычно больше). В общем, не могу сказать, что это природный навык, уж очень много часов в зале было прокручено.
Баланс - очень важная составляющая танца. Считаю, что он воспитуем. При должном внимании и выполнении ряда упражнений начинаешь лучше понимать свою ось, центр тяжести и необходимые ощущения для обретения баланса.
Что Вы можете назвать в числе своих достоинств? А недостатков?
Достоинства и недостатки... На такой вопрос, мне кажется, лучше должны отвечать окружающие. Что касается профессии, наверное, к числу достоинств можно отнести упорство и координацию, а из недостатков - порой вспыльчивый характер.
Сколько часов проводите в театре каждый день? Болят ли ноги, спина?
У нас очень плавающий график, эта цифра может колебаться от 6 до 12 часов. Организм артистов балета подвержен ненормированным нагрузкам, естественно, он отвечает на такие испытания болью. Это часть профессии, человек ко многому может привыкнуть. Единственное, важно слушать свое тело и не доводить ничего до крайности.
Вы танцуете только классику? Как относитесь к современному танцу? Не кажется ли Вам, что частое участие в модерновых постановках со временем портит тело и стопы? Что постепенно накачиваются мышцы, как у спортсмена?
Да, преимущественно я танцую классику, но мне интересно и современное направление танца. Не думаю, что можно что-либо испортить, танцуя современную хореографию. Просто это другая техника танца, задействованы другие мышцы, и в целом тело работает иначе. Могу сказать по собственному опыту, что да, после современной хореографии сложнее танцевать классику, но это реально. Сейчас есть такая тенденция, что артисты балета должны быть максимально универсальны и должны уметь танцевать в различных хореографических направлениях. Что касается формирования мышц, то здесь больше роль играет их физиологическое строение, а не род нагрузки.
Как Вы развиваете свой слух?
Специально развитием слуха заниматься не приходилось. У нас был курс фортепиано в училище и музыкальная литература. И сейчас музыка со мной фактически на протяжении всего дня (на уроке, репетициях, в дороге). У меня в плейлисте можно найти самые различные музыкальные композиции: рок, треки к фильмам, классические произведения, музыка с которой у меня связаны какие-то события и воспоминания. Особая любовь у меня к виолончели, звук этого инструмента, как никакой другой, сильно воздействует на меня! А что касается профессионального слуха, могу сказать что, чтобы слышать, нужно слушать!
Откуда Вы черпаете вдохновение?
Вдохновением для меня может стать фактически что угодно, главное почерпнуть эмоции и новые мысли! Это может быть природа, книга, фильм, спектакль, интересное знакомство, увлекательная беседа и многое другое. Часто решающим фактором для плодотворной работы становится хорошее настроение и гармония с собой.
Бывало ли у Вас так, что нужно танцевать спектакль, а настроения и желания нет? Что Вы делали в таких случаях?
Конечно, бывало! Я ведь живой человек, а не робот. Чаще всего на сцене обо всем забываешь. Если же этого не произошло, то на помощь приходит актёрское мастерство. Зрителю не объяснишь своих забот и никому не хочется смотреть на твою постную мину, так что в любом случае show must go on!
Как Вы считаете, важны ли в балете иксовые ноги и большой подъём? Или можно обойтись без этого?
Икс и большой подъём - это очень красиво, сразу получаются фантастические линии, но и с такими данными много специфики. Такие ноги очень мягкие, и с этим тоже нужно уметь работать. На мой взгляд, не обязательно обладать идеальными данными, главное - умение припрятать свои недостатки, преподнести достоинства и постараться максимально развить свои возможности.
Какие партии больше подходят Вашему характеру: страдальческие, романтические, игривые или лёгкие?
Мне хочется примерить на себя весь спектр характеров, тогда только можно будет рассуждать что ближе, что сложнее, что больше подходит, а что нет. Пока не попробуешь, не поймёшь.
Вам не кажется, что отрицательных персонажей интереснее танцевать? Допустим, Гамзатти, Одиллию, итд?
Для меня интерес в первую очередь составляет не положительность или отрицательность партии, а сюжетная линия роли и её драматическая составляющая.
Ваша любимая страна и город? Почему?
Хотелось бы назвать что-то одно, но сложно выбрать. В каждом уголке мира есть что-то особенное и неповторимое. Очень хочется больше путешествовать! Здесь, скорее, речь может идти о том, куда меня тянет... а это уже связано с близкими для меня людьми! Где они живут, там и любимые города!
Что Вы сейчас читаете?
В данный момент читаю "Путь художника" Джулии Кэмерон. Книга посвящена всем людям, кто хочет лучше понять себя и свое творческое начало. До этого были проглочены книги Марка Леви. Взялась за их прочтение, так как был сильно загруженный период в театре и хотелось легкой литературы, а его произведения овеяны чудесным флёром французской культуры, который помогал переключится и расслабиться.
Как часто Вы смотрите балет как зритель? Ходите в театр или смотрите видеозаписи?
Смотрю чаще всего по необходимости, когда учу новую партию или запас на спектакле. Специально хожу только на новые постановки или на премьеры друзей! Боюсь, что иначе возможно получить передозировку балета.
Как Вы считаете, какую роль в создании имиджа балетного артиста играют соцсети? Важны ли они?
Сейчас соцсети - неотъемлемая часть современного мира. И наша работа напрямую связана со зрителем, аудиторией. Поэтому я считаю, что нужно заниматься соцсетями. Они могут быть частью творчества артиста, могут раскрывать его разные грани. А имидж - это лишь сформированное видение человека со стороны. Для меня важно, чтобы он был не надуманный (что сейчас сплошь и рядом), а отображал личность.
Что Вы обычно делаете в Инстаграме?
Делюсь своими мыслями, творчеством, событиями. Слежу за жизнью людей, которые мне близки, интересны, слежу за новостями в разных сферах искусства. Посредством Инстаграма у меня произошли замечательные знакомства, что наиболее ценно! Для меня Инстаграм - наиболее комфортная соцсеть.
Почему руководство театра не разрешает артистам выкладывать кусочки видео со спектаклей? Большой театр к этому спокойно относится.
Это было уже в прошедший отрезок времени и по какому-то недопониманию. Сейчас этот вопрос решен, и должно последовать положительное развитие.
Как часто Вы импровизируете? Возникает ли желание станцевать что-то, когда слышите любимую музыку, допустим?
В спектаклях есть сцены, в которых допустима импровизация, но, в основном, это игровые, актёрские сцены. Доводилось импровизировать на разных съёмках, когда снимали видеоролики. Иногда, иду по улице и слушаю любимую музыку, а тело рвётся в пляс, в голове рождаются какие-то па, бывает, что даже руки непроизвольно начинают двигаться. Танец - это стихия!