top of page

Антон Симон — московский француз эпохи модерн



5 августа исполняется 172 года со дня рождения Антона Симона — композитора забытого и малоизвестного. Его имя сейчас знакомо, пожалуй, лишь балетоманам: в балете «Дон Кихот» вариация Повелительницы Дриад и испанский танец Мерседес в таверне поставлены на его музыку... Удивительно интересна история жизни этого человека, француза по происхождению, однако прожившего всю свою жизнь в Москве.



Выпускник Парижской консерватории, ученик Антуана Мармонтеля и Жюля Дюпрато, с 20-ти лет Симон обосновывается в нынешней столице. Сначала он занимает пост капельмейстера в московском театре «Буфф», а с 1891 года преподает игру на фортепиано в музыкальных классах Московского филармонического общества. Позже становится инспектором оркестров императорских театров и инспектором музыки при Александровском институте.


Обширно его композиторское творчество. Симон был одним из немногих российских авторов, обращавшихся к академической музыке для духовых инструментов. Любопытны его оркестровые сочинения: увертюра-фантазия на малороссийские темы, симфонические поэмы «Ночной смотр» и «Грешница», торжественная увертюра на 3 русские темы (к открытию памятника Александру II в Москве), концерт для фортепиано с оркестром.


Оперное творчество включает в себя 3 сочинения, написанные в этом жанре и поставленные в Большом театре. Оперы «Ролла» (1892), «Песнь торжествующей любви» (1897) по рассказу Тургенева и «Рыбаки» (1899) по стихотворению Гюго «Бедные люди». Наибольшего успеха из них добилась «Песнь торжествующей любви», последнее представление которой состоялась в 1907 году.


В операх композитора доминировало декламационное начало, его музыке свойственны яркий, необычный колорит, красочность гармоний.


Критики недолюбливали оперную музыку Симона, упрекая композитора в недостатке мелодий. Наиболее подробный очерк об оперном творчестве композитора оставил Василий Чешихин в книге «История русской оперы». Здесь мы читаем:


«Симон последователен в пристрастии к мелким оперным формам, мучительно-точной декламации и гармоническим ухищрениям, рассчитанным более на концертную эстраду, чем на оперную сцену, при полном почти отсутствии лейтмотивного контрапункта...»



Интересна рецензия Юлия Блейхмана на премьерное представление «Песни о торжествующей любви» Симона. Он пишет:


«С технической стороны опера изобличает в г. Симоне недюжиннаго музыканта. Оркестрована она эффектно, хотя инструментовка ея и кажется порой несколько монотонной, вследствие того, что г. Симон часто прибегает к одним и тем же приёмам. Местами автор заглушает певцов. Этот грешок водится...»


Наиболее плодотворным оказалось сотрудничество Антона Симона с

реформатором театрального действия в балете, главным балетмейстером Большого театра с 1902 по 1924 год, Александром Горским.


Огромный общественный резонанс вызвал балет «Дочь Гудулы» (по роману «Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго), созданный Горским. Музыку для балета написал Антон Симон, а в качестве художника был приглашен Константин Коровин. Впервые в истории балетного театра на сцене жила живая народная толпа. В приоритете здесь была актерская выразительность, реалистичность, явно появившиеся под влиянием просмотра Горским спектаклей Московского Художественного театра. Танцам уделялось не самое большое внимание, что даже подчеркивает определение спектакля самим автором — «мимодрама с танцами». Балет вызвал широчайшую прессу — ни одна балетная премьера тех лет не имела столько статей и рецензий.


Музыка Симона не удостоилась хвалебных слов. Николай Кашин констатировал:


«Музыка А.Ю. Симона отличается обычными достоинствами, свойственными этому талантливому композитору, хотя и у него как будто нет того внутреннего увлечения поэзией танца, которое только и может дать действительно увлекательную балетную музыку».


Созданные более 100 лет назад, вариация Повелительницы Дриад и испанский танец Мерседес в балете «Дон Кихот» до сих пор сохраняются в спектакле и срывают заслуженные овации. Музыка Симона вкупе с хореографией Горского и одухотворенностью артистов балета пленяет изысканностью и истинно французским шармом.



Более пристального внимания заслуживает композиторская деятельность Антона Симона — его творчество интересно прежде всего как звуковое отражение эпохи модерн в Москве начала XX века и как стиль взаимопроникновения французской музыкальной культуры в русскую.


 

Текст: Филипп Геллер

댓글


bottom of page