top of page

Ликбез по современному танцу со Светланой Алиевой


Сегодня мы разбираемся в хитросплетениях жанров и стилей современного танца с молодым хореографом Светланой Алиевой (Казаковой), которая решила поучаствовать в нашем интервью в качестве эксперта.


Светлана, не могли бы для начала рассказать о себе?


Я занимаюсь хореографией уже 20 лет. Когда-то я начинала с народного танца и классического, позже перешла в танец модерн. Во взрослом возрасте, когда я уже профессионально решила быть хореографом, я стала пробовать разные стили, такие, как джаз-фанк, современный танец, джаз танец, однако я остановилась на изучении contemporary dance и джазового танца. Я углубилась в эти направления. Так, например, импровизация в контемпорари оказалась чем-то необычным для меня. Я изучала то, как чувствовать музыку, делать импульсы, как вообще танцевать изнутри, и что значит свобода в танце контемпорари. Сегодня я педагог-хореограф по направлениям контемпорари и джаз.



В чем разница между классическим балетом, неоклассическим балетом, модерном, современным балетом, контемпорари и современным танцем?


Разница во всех этих направлениях состоит в том, что с появлением каждого нового направления в XIX-м, XX-м веках было желание еще больше раскрепощаться, получать свободу от движений. Также появлялись новые сюжеты, литература, музыка и т.д. Становилось иным содержание, рождались совершенно разные техники выполнения движений, родоначальники уходили от традиций, общепринятых правил и давали больше свободы, случались революции и бунты в виде новых стилей для свободы движений и смыслов.


Классический балет – это вычурные движения, костюмы, сказочные истории и вообще довольно "высокие" смыслы, то есть любовь (обычно лидирующая), предательство, коварство. Здесь люди перевоплощаются в своего рода магических существ, а мужчина обязательно сильный и мужественный, а женщина – хрупкая и лёгкая, как пушинка. В общем, шик, блеск, красота, золотая пыль в глаза.


Дальше произошло небольшое, но все же движение к свободе – неоклассический балет, который зарождается в начале XX-го века. По сути это почти то же: рассказывается история, декорации остаются, однако хореографы приписывают к классической структуре – ограниченному набору движений – новые формы в виде новых движений.


Дальше танцовщики снимают с себя корсеты и пуанты – так зарождается модерн. В поисках нового движения они исключают строгость балета, но все равно берут его технику, включая техники других стилей – народных, этнических и т.д. Яркая и знаменитая соосновательница модерна – Марта Грэм.



Современный балет – просто соединение балета и модерна. По сути, добавление пуант к модерну, а также подвижность верха.


А современный танец – более раскрепощенный модерн, он же – постмодерн. Все эти метаморфозы происходят в период с XIX по XX век в ответ на социальные изменения. А как мы знаем, меняются люди – меняется искусство.


Любители балета часто говорят о том, что классический танцовщик не способен танцевать современную хореографию и для этого нужно специальное обучение. Так ли это? Некоторые любители балета в противоположность этому считают, что классический танцовщик может танцевать все.


Я считаю, что нет ничего невозможного. Классический танцовщик способен танцевать любую хореографию, которую он пожелает, в том числе и современную. Да, в каком-то стиле будет сложнее, понадобится больше времени на изучение хореографии, но все достижимо. Сегодня есть много качественных мастер-классов, хороших книг, фильмов, которые могут способствовать развитию танцовщика в том или ином направлении.


Безусловно, есть своя специфика в каждом стиле. В классическом танце это стержень в теле, прямая осанка, четкие движения, выворотность, «балетный шаг», подъем стопы, задействуются определенные мышцы, тогда как в современной хореографии все немного иначе. Возможно, кому-то понадобится больше времени на познание нового стиля, кому-то меньше, но главное – работать над собой, и вы придёте к нужному результату.


Правда ли, что современная хореография портит тело танцовщика, накачивая ему мышцы и забивая их?


Я сомневаюсь, что вообще какой-либо стиль танца портит тело танцовщика. В каждом направлении есть свои особенности, задействуются разные виды мышц, которые в дальнейшем имеют свойство накачиваться, забиваться. Безусловно, в современной хореографии нужен мышечный корсет, тонус, но в этом направлении столько уникальной техники, где, например, без пластики не обойтись, а благодаря гибкости мышцы не забиваются.



Что такое свободная пластика и как это понятие связано с современным танцем?


Свободная пластика появилась в начале XX-го века, в ее основу легли принципы из танца – модерн, постмодерн, контактная импровизация и contemporary dance. Можно сказать, что свободная пластика — это выход из зоны комфорта, что-то большее. В ней есть некая техника, благодаря которой танцовщик может избавиться от зажимов в теле, открыться, прочувствовать себя, погрузиться полностью в процесс, импровизировать и т.д.


Основы свободной пластики заложены в современной хореографии. Современная хореография — это также выход за рамки принятого, это авторское искусство, где танцовщик полностью погружается в танец, он выполняет движения только в состоянии «здесь и сейчас», использует импульсы, экспериментирует с телом. Каждое движение должно вытекать из предыдущего, должен получится размеренный, плавный танец. Все эти принципы лежат в основе свободной пластики.


Как проходят классы танцовщиков современного направления?


Расскажу свой опыт, который был у меня в IDC (International dance center): я занималась contemporary dance у Ульяны Сахаровой. Она училась современному танцу в Израиле и Нью-Йорке. Занятие у нас начиналось с разогрева, далее мы переходили к изучению хореографии, потом важна отработка движений, комбинаций. Ещё одним из сложных поначалу, но интересных техник в современном танце – это импровизация. Чтобы почувствовать себя, найти импульсы в теле, танцевать так, как чувствуешь, нужно много работы над собой и практики. Ульяна всегда говорила, что важно понять, о чём ты танцуешь, поэтому каждый танцовщик прорабатывал свою историю. Но для того, чтобы углубиться в идею танца, мы учились много импровизировать.



В целом, на классах по современному танцу все зависит от педагога-хореографа, к которому танцовщик придёт. У всех разная техника преподавания, поэтому класс по современному направлению у всех уникальный. Кто-то больше дает импровизации, кто-то техники выполнения движений.


Где лучше всего учиться современному танцу? И как это направление развито в России?


Если рассматривать с профессиональной точки зрения, то я думаю, что нужно поступить в ВУЗ и изучать все аспекты хореографии в целом, а также современного танца. В Московском государственном институте культуры есть кафедра современного танца, в ГИТИС есть танцевальные отделения и много других институтов. Но если вы не хотите или не планируете поступать в университет по любым причинам, то я думаю, что имеет смыслы посещать мастер-классы в вашем городе и выезжать в другие города. Так, например, в городе Санкт-Петербург есть IDC (International dance center), есть PRO Питер, OMYT DANCE и очень много других хороших танцевальных школ. Также есть интенсивы по современному танцу и других возможностей развития и самореализации.


Сегодня в России современный танец пользуется спросом, танцовщики находят хорошие мастер-классы, танцевальные выезды, практики, изучают литературу, ставят постановки и получают отдачу, отзывы от зрителей. Конечно, в Россию современный танец пришёл позже… всё-таки это зависит и от экономической, политической составляющей, но, на сегодняшний день, я бы сказала, что это направление одно из самых актуальных.


Правда ли, что все современные балеты в любом случае строятся на основе классики?


Я думаю, вряд ли все современные балеты основываются на классике. Сейчас уже очень много интерпретаций, мир летит с неимоверной скоростью, какие-то традиции сходят на нет. Так и в современном балете, где-то получается авторская, уникальная постановка, кто-то заимствует классический балет. Это также зависит от сюжета постановки.


С каких хореографов лучше всего начинать знакомство с современным танцем и почему? Как понять, что современный балет хороший?


Марта Грэм, Пина Бауш, Кристал Пайт, Сиди Ларби Шеркауи, Айседора Дункан… Продолжать перечислять хореографов можно долго, все, вышеперечисленные мною хореографы, внесли большой вклад в искусство. Я думаю, что именно с них и нужно начать погружение в современную хореографию.


В современном балете должен быть сюжет, идея, драматургия… Все это основы, благодаря которым вы поймете, что современный балет хороший.



Некоторые современные балеты не имеют сюжета, например, балеты Уэйна МакГрегора. Выходит, они плохие?


Конечно же нет, в каждой постановке, как в современном балете, так и в других направлениях, есть свои аспекты. Все зависит от режиссера-постановщика, его опыта, стилистики… Возможно, где-то сюжет играет большую роль в постановке и оценке хореографии, а где-то присутствуют комбинации и движения, которые ни на что не походят, они уникальны, особые визуальные эффекты и т.д.


Так, Уэйн МакГрегор говорит, что каждый из нас обладает телом, а значит и способен мыслить через него, но танцовщик — это нечто большее. Все мы на автомате пользуемся этим мышлением, тогда как танцовщик глубоко проникает в своё тело и чувствует каждую частицу. Таким образом, можно сказать, что в современном балете есть обширное количество постановок со своей изюминкой, которая притягивает взгляд зрителя.



Можете порекомендовать современные балеты для просмотра?


В свой топ-5 я внесу не только спектакли, но и места, которые нужно посетить каждому.


  1. «Алиса в стране чудес» в хореографии Кристофера Уилдона. Ну, во-первых, я без ума от этого произведения. Порой стоит погрузиться в сказочный мир. Актерское мастерство, движения танцовщиков, костюмы, декорации … все это нужно увидеть!

  2. «Диалоги» в хореографии Матса Эка, Шарон Эяль, Саши Вальц, Кристал Пайт. Французские постановки это огромная творческая любовь, иначе я назвать не могу. То, как во Франции развивается танец, — это нужно видеть!

  3. «Я — Дон Кихот» в хореографии Бориса Эйфмана. Anna Kisselgoff, The New York Times писала: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман». Я думаю, что этим все сказано.

  4. «Танцы о любви» — проект продюсерского агентства JOKERlab. Спектакль разделен на 4 части: "Видение розы", "Двое на качелях", "Лебедь", "В сторону Лебедя", в котором участвуют хореографы: Владимир Варнава, Раду Поклитару, Даниэль Пройетто, Алексей Мирошниченко. Я обожаю спектакли, которые заставляют меня задуматься о чем-либо философском, что дает мне развитие на будущее. Этот спектакль дал мне именно такой эффект.

  5. Lincoln Center for the Performing Arts in New York City — это место должен посетить абсолютно каждый или же посмотреть спектакли онлайн. Вообще, Линкольн-центр — это лидер в области искусства.


А также хочу дополнить, что чем больше вы смотрите спектаклей, постановок, пробуете сами ставить — тем профессиональнее вы становитесь в своей сфере, поэтому ищите, смотрите, изучайте и вы будете впереди!



 

Дата публикации: 6.06.2022

bottom of page