Дега: Страсть к совершенству


Фильм «Дега: Страсть к совершенству» входит в цикл «Реформы импрессионизма» проекта TheatreHD #АртЛекторийВкино, но довольно быстро даёт понять, что Дега, несмотря на "официальное членство" в кружке импрессионистов и дружеские связи в их среде, оставался дифференцирован от их общего тона. Им было присуще некое глубинное сродство в стремлении уловить подвижность мира, импрессионисты стремились к свету и воздуху, к пленэру, к запечатлению неуловимых и переходящих впечатлений внешнего мира – Дега в своей творческой лаборатории стремился выкристаллизовать внутренний порыв, одухотворяющий человеческое движение. Как можно бесконечно читать одну книгу, каждый раз находя в ней новые, не отслеженные глубины, так Дега бесконечно повторял один сюжет, много лет черпая вдохновение из него, как из живого неиссякаемого источника. Этот мотив кажется ключевым – и в творчестве художника, и в воссоздающем его путь нарративе фильма.

Несмотря на бросающееся в глаза внимание живописца к материальному, к телесному нельзя не заметить, что, в конечном счёте, это было только средством преодолеть собственно телесность, выразить красоту, «освободив её от природы». Копирование работ знаменитых художников, «набивание руки» на рисунке, тысячи этюдов, незаконченность многих полотен, нежелание публиковать их – весь этот процесс воссоздают перед нами авторы документального фильма, давая прочувствовать этот страстный порыв Дега к ускользающему идеалу, его стремление овеществить и выразить красоту, которую он видел в мире и хотел дать видеть другим. Незавершённость многих его работ, опубликованных после смерти, словно позволяет нам уловить акт созидания в динамике, ощутить момент, законсервированный в процессе, остановить мгновение. Это было «непрерывное живописное исследование» - и оно не прервалось и после его смерти.