top of page

Мировая премьера Игоря Цвирко

В минувшие выходные, 21 и 22 октября, на сцене театра «Геликон-опера» прошёл вечер одноактных балетов "Мистерия" российских хореографов-новаторов. Оба раза с полным аншлагом.


Авторский проект премьера Большого театра и продюсера Игоря Цвирко может по праву занять своё почетное место в нише "вечеров современного балета". Игорь собрал вокруг себя команду настоящих профессионалов, влюбленных в своё дело, и это было сложно не заметить. Сценография, стиль, визуальное сопровождение, технические решения, хореография и музыка – всё это создало общую атмосферу вечера, разделённую на три условные части. Каждого гостя при входе ждал памятный сувенир от Игоря: брошюра с кратким погружением в идеологию проекта и небольшой лавовый камушек, который, кроме того, что будет напоминать о проведённом времени на спектакле, так ещё и позитивно влиять на энергетическое поле человека. Такая забота о зрителе не могла остаться без внимания.




Первые две трети вечера были отданы спектаклям, которые зритель уже мог видеть ранее на сцене Мариинского театра в Петербурге: "Русские тупики" Максима Петрова и “Монаксия” Дмитрия Масленникова.


"Русские тупики" отмечен премиями "Золотая маска" и "Золотой софит". Сам балет родился из фортепианных заметок композитора Настасьи Хрущевой, вдохновленный и переосмысленный через призму творчества Петра Ильича Чайковского. На сцене мы видим всего две пары – Анастасию Сташкевич и Вячеслава Лопатина, Анастасию Винокур и Александра Водопетова. Неоклассическое повествование о русской любви, отношениях, переживаниях, написанное красивым, каноническим языком. Как музыкально, так и хореографически.



"Монаксия" в переводе с греческого языка означает "Одиночество". И этим словом очень хорошо можно описать фабулу постановки. Даже если Создатель наградил тебя Бессмертием, всегда ли оно является счастьем и благословением? С этим вопросом приходится столкнуться зрителю во время просмотра. Героиня Кристины Кретовой переживает целую череду сложных трансформаций и событий: осознать силу удушающего эго, уход и смерть близких людей, тотальное растворение в небытие. Одна из лучших драматических партий Кристины, выгодно подчёркнутая замысловатой хореографией Дмитрия Масленникова.



Главным событием вечера "Мистерия" стала мировая премьера балета Александра Могилёва "Врубель. Демон" на музыку Александра Муравьёва.


На пресс-конференции перед премьерой выяснили, почему именно Демон и почему Врубель.



Игорь Цвирко: "Когда я пришёл к Саше и сказал: "Саша, хочу спектакль такой, чтобы раскрывал русскую душу!". Предложил "Андрея Рублёва", но решили, что не хочется возвращаться к старому. И я предложил подумать насчет картины Врубеля "Демон сидящий", она всегда мне нравилась. И Саша поддержал эту идею".


Александр Могилёв: "На самом деле в моих записных книжках история Демона, Падшего ангела, которая известна всем, была записана очень давно. Какое-то время назад я рассуждал, на кого бы поставил такой номер. Изначально, Падший ангел для меня виделся в формате номера. Когда мы говорили с Игорем, я тоже это упомянул. Потом мы начали рассуждать насчёт спектакля и как-то само-собой всё выросло до «Демона», отталкиваясь от идеи Падшего ангела, который дальше тянет за собой мысль поэмы Лермонтова и за ним – Врубеля. В какой-то момент, я понял, что одна мысль выталкивает другую, и когда ты присматриваешься, то в профиле Игоря видишь что-то очень знакомое. Мне кажется, что здесь есть некая портретность произведения. Глядя именно на врубелевского «Демона» ты замечаешь, что как будто его рисовали с Игоря. Потом я начал думать, как совместить произведения Лермонтова и Врубеля, но позже понял, что всё чаще возвращаюсь к «Демону сидящему» и «Демону поверженному». В итоге осознал, что сам Врубель - тот ещё демон, и демоны, что в нём содержатся, та судьба сложная и мистическая, изрезана. И я подумал, что для меня будет интереснее рассказать о судьбе Врубеля и о тех демонах, которые в нём таятся".



Нужно отметить, что и хореографу, и исполнителю удалось передать ту самую мистическую, тревожную атмосферу, где душу художника разрывает на части его же творение. Каждый творческий человек в зале определённо точно пережил свой внутренний катарсис, глядя, как из влюблённого и очарованного Музой юноши, Врубель-Демон превращается в настоящего мученика, влачащего свой тяжёлый крест. Авторский почерк Александра Могилёва читался сквозь каждое движение, каждую ноту, весь дух Врубеля был пронизан хореографической интерпретацией автора.


Все эти грани удачно подчёркивала музыка Александра Муравьёва, сценография Анастасии Капустиной и костюмы, созданные Алиной Герман. Один только камень, прибежище души Демона, занимал треть сценического пространства и жил своей жизнью, окружённый драмой главных героев. Нежная и печальная Муза, Надежда Забела, Аны Туразашвили будто бы парила над сценой, окутанная любовью к своему Гению. «Её глубокие тёмные глаза воплотились на многих полотнах Врубеля.» Доктор-Ангел Дениса Савина, как "Перст судьбы", гласящий, что не уйти от расплаты за свои поступки. Драма внутри Демона Игоря Цвирко, кажется, передалась зрителю более, чем сполна. Действительно, как сошедший с полотна великого художника, он метался, парил, летал, плакал, прощался, отдавал себя без остатка. Мы ранее не видели Игоря в подобном амплуа и талантливый танцовщик доказал, что ему по силам не только классическая хореография, но и современная манера исполнения.



Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.


Не пропустите этот вечер одноактных балетов, если увидите в афишах своего города. Долгих лет проекту и процветания, у российского современного балета определённо есть будущее!


 

Фото: Станислав Иванов

Текст: Нина Тесейко


bottom of page