top of page

Наталия Чернышова-Мельник: "Имя Дягилева триумфально возвращается на Родину"


Автор первой в России биографии Сергея Павловича Дягилева, организатора известных «Русских сезонов», в этом году издает книгу об «отце» русского классического балета – Мариусе Ивановиче Петипа. Поскольку Наталия не любит рассказывать о своей работе до момента ее окончания, мы решили побеседовать о Дягилеве.

Правда ли, что Сергей Павлович Дягилев пренебрежительно отзывался о балете, утверждая, что «смотреть его с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые — всё равно никакого содержания и смысла в нём нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности»?

Свою карьеру Сергей Павлович начал как художественный критик, публицист и редактор, а также как организатор художественных выставок. В 1908 году Дягилев представил вниманию западной публики оперу «Борис Годунов» с Федором Шаляпиным в главной роли. А в 1909 году Дягилев создал балетно-оперную антрепризу «Русский балет Дягилева», которой руководил до конца жизни. По мнению ряда исследователей, она была лучшей в мире в 1909-1929 годы. Действительно, именно антреприза – высшее достижение Сергея Павловича Дягилева. Как же можно говорить о пренебрежительном отношении к классическому танцу Балетного царя, как его называли современники? Просто он пришел к увлечению балетом несколько позже, чем к увлечению пластическими искусствами и оперой.

Каково было его отношение к опере?

Очень уважительное, даже восторженное. В юности он пытался сочинить оперу, но после критики друзей решил больше этим не заниматься. Организуя Третий русский сезон (1908 года), он мечтал показать в Париже «Бориса Годунова» и «Садко». С постановкой «Садко» не сложилось (не все зависело от Дягилева!), а вот «Борис Годунов» стал настоящим триумфом.

В фильме «Анна Павлова» 1983 года Дягилев заявил в разговоре с Петипа, что он и его балеты пахнут нафталином. Он на самом деле так негативно относился к Мариусу Ивановичу и его постановкам?

Нужно учитывать, что фильм «Анна Павлова» – художественный, в нем далеко не все соответствует действительности. Конечно же, Сергей Павлович Дягилев вовсе не относился к творчеству Мариуса Ивановича Петипа резко отрицательно. Доказывает это постановка в антрепризе «Русский балет Дягилева» в 1921 году балета «Спящая красавица», хореография которого была создана за много лет до этого именно Мариусом Петипа. Кстати, главной целью Дягилева было восстановить этот балет в «доподлинном виде». Сложностей было очень много, и в итоге новая постановка привела по целому ряду причин к большим финансовым потерям. Но Дягилев ни в коем случае не обвинял в этом Петипа. Напротив, гордился творческим успехом у зрителей.

Известна цитата Дягилева об Анне Павловой и Ольге Спесивцевой, где он сравнивает их со сторонами яблока. Каково было его настоящее мнение об этих балеринах?

Высказывание «В мире родилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Анной Павловой, другая – Ольгой Спесивцевой» принадлежит Энрико Чекетти, итальянскому танцовщику-виртуозу, балетмейстеру и педагогу, много лет сотрудничавшему с Дягилевым. Сергей Павлович любил ее повторять. Конечно, он был очень высокого мнения об обеих балеринах как о профессионалах своего дела. Однако Анна Павлова в самом начале сотрудничества с Дягилевым очень его подвела, нарушив условия контракта. Поэтому в дальнейшем вопрос об их совместной работе не возникал. Об этом пишет в воспоминаниях Александр Николаевич Бенуа.

Есть версия, что Тамара Карсавина была влюблена в Дягилева и любила его всю свою жизнь. Так ли это?

Думаю, что это не совсем так. Конечно, она восторгалась им как Творцом, нужно ведь учитывать масштаб личности Сергея Павловича Дягилева. Что же касается влюбленности… Тамара Платоновна дважды была замужем, имела сына во втором браке. В книге ее воспоминаний «Театральная улица» есть глава, посвященная Дягилеву. Мне кажется, текст написан все-таки не влюбленной женщиной, а другом.

Эстетика советской радостной и крепкой женщины против декаденства Дягилевских балерин. Можно ли сказать, что российский балет вернулся к этому, а западный мир готов к восприятию любых форм?

Мы уже более четверти века живем в постсоветское время. Насколько могу судить, все-таки сегодня в репертуаре, скажем, Мариинского театра, лидируют классические балеты: «Лебединое озеро», «Пахита», «Дон Кихот», «Жизель», «Шопениана», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан»… О «советской радостной и крепкой женщине» лично я балетов не вижу. Может, конечно, что-то и пропустила. Что же касается дягилевских балетов, их пытается возродить Андрис Лиепа. Надеюсь, успешно. Я не являюсь специалистом в области современного западного балета, поэтому не рискну давать пространные комментарии на эту тему. Мне кажется, искать новые формы не только можно, но и нужно. Лишь бы танец доставлял зрителям эстетическое наслаждение.

Можно ли ничего не понимать в искусстве и быть при этом эффективным менеджером в этой сфере?

Думаю, что нет.

Были ли у Дягилева неталантливые протеже?

Дягилев был человеком, «зажигавшим звезды». Мне кажется, именно это и был его главный талант. Насколько мне известно, все его протеже были людьми талантливыми. Другое дело, что жизнь у них складывалась по-разному.

Почему Джордж Баланчин популярнее Сержа Лифаря?

Они оба – крупные фигуры в искусстве балета XX века. В творчестве Джорджа Баланчина наибольшее развитие получили бессюжетные балеты. Зачастую он использовал музыку, вообще не предназначенную для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли… Для него как хореографа было важно не переживание героев, изложение событий, а танцевальный образ, соответствующий образу музыкальному. Опираясь на классическую школу, он развил и обогатил ее.

Вклад Сержа Лифаря в развитие искусства балета тоже очень высок. Он поставил и создал новую редакцию более 200 балетов, определил новый стиль танца, способствовал возрождению французского балета, поистине вдохнув в него новую жизнь. В некотором смысле он – человек-эпоха. Поэтому вряд ли стоит умалять его достижения.

Можно ли сказать, в наше время что мода на балет возвращается?

Конечно. Приведу лишь один пример: недавно мне посчастливилось побывать на благотворительном гала-концерте звезд оперы и балета в Александринском театре, все средства от которого переданы на нужды подопечных благотворительной общественной организации «Перспективы». Несмотря на высокую стоимость билетов, зал был полон.

Как изменилось отношение к Дягилеву за 100 лет в России?

К счастью, оно изменилось, и значительно, в лучшую сторону. После многих лет сознательного замалчивания и забвения его фантастической, подвижнической деятельности во славу русского искусства, имя Сергея Павловича Дягилева триумфально возвращается на Родину. Проходят научные конференции, выставки, фестивали, издаются книги… Лично меня это очень радует. Я много лет занимаюсь исследованием его жизни и творчества. И надеюсь, что интерес к этому замечательному сыну нашего Отечества с годами будет только возрастать.

Comments


bottom of page