Яна Саленко: "Мы не машины и не роботы"
Прима-балерина Берлинской государственной оперы, приглашённая звезда Королевского театра Ковент-Гарден, Римской государственной оперы, Шанхайского балета... Украинская танцовщица Яна Саленко достигла всего, о чём может мечтать балерина, в весьма юном возрасте. Мы побеседовали с Яной о Берлине, эстетике танца и балетной технике. Яна, с какими мыслями Вы подошли к новому театральному сезону? Успели ли отдохнуть за лето? Какие у Вас планы на будущий сезон? Конечно, с нетерпением, так как всегда приятно создавать что-то новое. Моё лето было коротким, но я не жалею об этом, так как когда ты постоянно в форме, становится легче танцевать. На данный момент я приглашённая балерина Шанхайского балета, принимаю участие в их туре по Европе, танцую "Лебединое озеро" и также параллельно в Берлине "Спящую красавицу". Ещё в этом месяце я очень жду премьеру моего вечера в Киеве. Это важное событие для меня, он состоится впервые, и я жду с нетерпением! В ноябре я гость в Римском театре, там буду выступать в балете "Дон Кихот". Мой отдых проходит в самолётах или в гостиницах в разных странах мира.
Фотограф Michael Wickhman
Вы уже многие годы исполняете главные партии в классических балетах наследия. Вам не надоедает танцевать одно и то же? Николай Цискаридзе, допустим, говорил, что ненавидит "Лебединое озеро" со страшной силой. Нет, конечно. Каждый день проходит по-разному, так и спектакли не бывают одинаковыми. У меня всегда есть цель: улучшить, поправить ошибки. Для меня классическая музыка — музыка, которую можно слушать бесконечно. Вот, например, "Щелкунчик" мне никогда не надоест, хотя танцую я его очень давно. Это один из самых первых балетов в моей карьере.
Вам нравится жить и танцевать в Берлине? Какие Ваши любимые места здесь? Что обязательно должен увидеть человек, впервые приехавший в этот город? Да, мне очень нравится жить в Берлине. Считаю его моим городом. Берлин за последние годы очень развился в культурном плане. Слышала, Берлинская филармония считается одной из самых лучших в мире, так что советую пойти. Кроме того, музеи... И просто это очень красивый город, где можно расслабиться. Благодаря Владимиру Малахову и Игорю Зеленскому в Германию переехало большое количество талантливых русских танцовщиков. Как Вы думаете, балерине, принадлежащей к труппе европейского театра, легче обрести всемирную известность? А для Вас важно быть востребованной и знаменитой? Думаю, да! Наша русская балетная школа вызывает большое уважение в Европе и Америке, и ещё мы очень трудолюбивый народ. Это воспитывают в нас с малых лет. Конечно, важно быть востребованным, больше для самооценки, так как мы очень критически относимся к себе.
"Спящая красавица". Фотограф Ян Ревазов
В какой стране самый лучший балет? Для меня — Королевский балет в Лондоне, также Большой театр и Мариинский, Парижская опера. Вы очень миниатюрная балерина, но тем не менее исполняете партию Одетты-Одиллии. Нет ли мечты станцевать Никию и Жизель? Как балерина с хорошим прыжком Вы танцевали Гамзатти. А как насчёт Мирты? На самом деле, я эти партии исполняла, но на данный момент большой спрос на "Лебединое". Обожаю "Баядерку", танцевала Никию и Гамзатти (под мой рост можно подобрать людей). Мирту не танцевала, но попробовать не отказалась бы, хотя Жизель мне больше по душе.
Ставили ли для Вас балеты? Пока ещё нет. В каких пуантах Вы танцуете? Почему весь мир перешел на долговечные пуанты и продолжает их рекламировать, несмотря на то, что появилось столько примеров того, как они деформируют и уродуют стопы лучших балерин? Ноги балерин будут деформироваться всегда, но на данный момент у нас большой выбор, и это облегчает нашу проблему. Я выбрала лондонские "Фрид". Хотя они недолговечны (иногда хватает на один спектакль или одну репетицию), они очень мягкие, поэтому, собственно, долго не держатся. Как достичь совершенства? Нужно ли стремиться к нему в творчестве? Случались ли в Вашей карьере идеальные, на Ваш взгляд, спектакли? Я ценю зрителей и критиков, которые всегда в восторге рассказывают о том, как прошёл спектакль, и также ценю, когда после спектакля аплодируют стоя. На самом деле, я научилась наслаждаться, а не быть перфекционисткой, принимать всё, как есть... мы же не машины или роботы, так что жить на сцене — это самое главное для меня. А также люблю привнести что-то новое в каждый спектакль.
"Диана и Актеон". Фотограф Стас Левшин.
Вы самокритичны? Да, конечно. Без чего Вы не представляете свой удачный день? Мой день должен быть продуктивным. Я без дела не могу даже отдохнуть. Заставляете ли Вы себя ходить на класс? Нет. Даже если нет настроения я всегда знаю: когда начну делать класс, будет легче. Как Вы считаете, почему балетная техника так далеко шагнула вперед за последние 10-20 лет? Плисецкая говорила, что вертеть больше 2 туров-пассе без подкрутки партнера невозможно, а теперь даже дети делают трюки, которые раньше считались невыполнимыми. Я считаю, техника была всегда, но у всех она проявляется по-разному. Какие раньше были виртуозные танцовщики, иногда, думаю, даже сложно повторить их технику. Думаю, больше поменялся стиль балета или даже критерии его оценки.
Некоторые консервативно настроенные зрители категорически против шпагатов и "задираний" ног в классических балетах, утверждая, что за подобным трюкачеством прячется отсутствие духовности. Что Вы об этом думаете? Да, я за духовность, также за персональный образ и актерское мастерство. Если зрители хотят посмотреть растяжку и много трюков, почему бы не пойти в цирк или на гимнастику? Балет должен быть эстетичным! Если есть у балерин техника и растяжка, конечно, это достоинство. Главное, владеть этим талантом с эстетикой и с умом.
Наметились ли в балетном мире какие-нибудь новые тенденции? Я, допустим, замечаю огромную роль Инстаграма в распространении балетного искусства. Конечно, техника растёт! Если бы при Нуриеве, Макаровой, Плисецкой и Барышниковом, существовал инстаграм, было бы идеально следить за тем, как они жили. Сейчас медиа помогает каждому таланту раскрыться и показать себя на весь мир. Ваше важнейшее профессиональное достижение на сегодняшний день? Быть желанной в разных театрах мира и иметь разнообразный репертуар. Танцевать всё.
Comments