Алексей Любимов: "Классический балет бесконечно непостижим"
![](https://static.wixstatic.com/media/a7baad_30458e04b31e4c6685ccb66b82e549dc~mv2_d_2047_1365_s_2.jpg/v1/fill/w_147,h_98,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/a7baad_30458e04b31e4c6685ccb66b82e549dc~mv2_d_2047_1365_s_2.jpg)
Ведущий солист Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко побеседовал с фотографом Валерией Эрза о татуировках, ночной жизни, импровизации и, конечно, балете в пространстве "Проекция" Как так получилось, что ты с детства занимаешься балетом? Это увлечение для тебя выбрали родители или всё-таки тебе хотелось танцевать? Как и многие танцовщики, в балет я попал почти случайно, но танцевал я всегда. Я родился в Саранске, где достаточно серьёзно занимался бальными танцами. Преподаватели всегда отмечали: "Мальчик очень мягкий". В какой-то момент был объявлен набор в хореографическую школу при театре оперы и балета, в которую, с лёгкой подачи моей мамы, я просмотрелся и поступил. Но осознанный шаг — уехать учиться в Пермское хореографическое училище — я принял сам в 14 лет. Осознанно туда поступил, осознанно его окончил и с 17-ти лет начал зарабатывать балетом на жизнь.
![](https://static.wixstatic.com/media/a7baad_3a4f2ed9ce0f446badad7e0c9aa43fb5~mv2.jpg/v1/fill/w_147,h_86,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/a7baad_3a4f2ed9ce0f446badad7e0c9aa43fb5~mv2.jpg)
Считаешь ли ты балет полноценным танцем? Мне кажется, весьма сложно раскрыться в трико под классическую музыку по строго заданному сюжету. Не устал ли ты от исполнения образов и выражения чувств героев вместо своих собственных? Безусловно, классический балет не только полноценен сам по себе, он ещё и бесконечно непостижим. Если человек серьёзно занимается этой профессией, не бывает такого, что он достигает "потолка". Всегда есть, что улучшить. Мы учимся всю жизнь. Тренируемся каждый день. Только один день в неделе на отдых. Естественно, находясь в системе тотальной дисциплины, любому творческому человеку хочется бунта. Выйти за рамки, сделать по-другому, не так, как все. Тут-то и появляется современная пластика, модерн и контемп. К большому счастью, я имею возможность танцевать всё это! Великие хореографы современности, такие как McGregor, Kylian, Duato, Neumeier, Forsythe — это отдельный мир, не менее увлекательный, чем классический балет. На мой взгляд, до конца постичь мир танца невозможно. И устать от образов тоже, так как всякий раз примеряя роль, проживаешь её по-разному. Этим и интересен театр, каждый спектакль уникален. Я считаю, главное счастье артиста заключается в том, что за одну свою жизнь можно успеть прожить несколько абсолютно неожиданных, ярких и многогранных жизней. Пропустив их через себя, они уже не могут быть чужими. Это свои образы и свои жизни.
![](https://static.wixstatic.com/media/a7baad_063e4b2b196c41bd84bb7917e2ffdca7~mv2_d_2048_1365_s_2.jpg/v1/fill/w_147,h_98,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/a7baad_063e4b2b196c41bd84bb7917e2ffdca7~mv2_d_2048_1365_s_2.jpg)
Есть ли у тебя возможность импровизировать на сцене, хоть иногда? Когда я нахожусь на сцене, всегда есть место импровизации. Это, скорее, необходимость, ведь все — живые люди и имеют право на ошибку. На мой взгляд, к импровизации перманентно нужно быть готовым. Ходишь ли ты танцевать, скажем, в клубы или куда-то ещё? Чтобы отдыхать от классики? Или нет такого желания? Я очень люблю ночную жизнь. Люблю качественную электронную музыку, красивых людей, которые не просто пришли потусить, а продумывали наряд, готовились. И я с удовольствием бы посещал ночные вечеринки чаще, но (к сожалению или к счастью) режим не позволяет.
![](https://static.wixstatic.com/media/a7baad_5a245e16d6664397857a7a305d3a52a2~mv2_d_1365_2048_s_2.jpg/v1/fill/w_147,h_221,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/a7baad_5a245e16d6664397857a7a305d3a52a2~mv2_d_1365_2048_s_2.jpg)
У тебя очень много татуировок. На тебя не смотрят косо коллеги в труппе? Или сейчас к этому даже в театре в центре Москвы нормально относятся? Вообще, к татуировкам на теле танцовщика мало кто относится одобрительно. Ведь не в каждой роли, исполняемой на сцене, присутствует костюм, скрывающий тату. Многие партии исполняются с обнажённым торсом, и наличие татуировки, конечно, неуместно. Приходится всегда помнить об этом перед такими спектаклями. Поэтому приходится что-то заклеивать пластырем, что-то закрашивать тоном. Определённых неудобств при этом, конечно же, не избежать.
![](https://static.wixstatic.com/media/a7baad_aa764e945a744d37af9d248ac453a92f~mv2_d_2048_1365_s_2.jpg/v1/fill/w_147,h_98,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/a7baad_aa764e945a744d37af9d248ac453a92f~mv2_d_2048_1365_s_2.jpg)
Какой твой любимый балет? И есть ли роль, которую ты мечтал сыграть или уже сыграл? Сложно выделить любимый балет. Каждый из них уникален, а каждая прожитая партия накладывает неизбежный отпечаток на мой характер. Они становятся частью меня, они все любимые. Что для тебя балет? Уж точно не волшебство и не сказка, как для детишек, которые приходят под Новый год смотреть "Щелкунчика". Как трансформировалось твоё отношение и понимание этого, на самом деле, очень трудного дела за столько лет на сцене? Так сложилось, что балет для меня — это образ жизни. А иначе и не может быть. Балет полностью поглощает, оставляя совсем немного пространства на что-то кроме. Это огромный увлекательный мир, в котором ты можешь жить как угодно. Ну и, конечно же, балет для меня — это спорт!
![](https://static.wixstatic.com/media/a7baad_b8dbc5a9bc434c8194ba61c9e8e65c3c~mv2_d_2048_1365_s_2.jpg/v1/fill/w_147,h_98,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/a7baad_b8dbc5a9bc434c8194ba61c9e8e65c3c~mv2_d_2048_1365_s_2.jpg)
Фотограф: Валерия Эрза