top of page

Чайковский против Севагина



В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера первого «полнометражного» балета Максима Севагина «Снежная королева». Вопреки ожиданиям, сказки не случилось. Музыка последних симфоний Петра Ильича Чайковского оказалась, пожалуй, главным компонентом спектакля, так как хореография и оформление спектакля вышли откровенно невыразительными.


Постановка будет идти не только зимой, но и в течении всего сезона — так что её не стоит рассматривать как конкурента «Щелкунчику» или МАМТовской «Снегурочке». Однако уникальности это балету не прибавляет. Отсутствие хорошей драматургии — это, пожалуй, одна из главнейших проблем спектакля. Все вроде бы знают сказку Ганса Христиана Андерсена, но, смотря на сцену, даже умудрённый опытом взрослый не поймёт, что там происходит. Ну да, бегают премерзкие тролли, веселятся Кай с Гердой, правда, почему-то они во всем желтом, как цыплятки… А вот и Благородный Северный Олень в недвусмысленно романтическом дуэте с Гердой (спектакль вроде как рассчитан на то, что его будут смотреть дети, но во время этого эпизода начинаешь сильно сомневаться в данном тезисе). В общем, даже предварительное знакомство с либретто в программке не поможет разобраться в смысловой начинке балета.



Постановка производит ощущение чего-то очень скучного, тягучего и одномерного. Неоклассическая хореография, созданная Севагиным, не впечатляет  — в ней определенно не хватает яркости, масштаба, она чересчур детализирована. И из-за этого все движения распадаются на части — нет ощущения целостности… Все номера настолько бледны, настолько невыразительны, что даже лучшие артисты труппы упускают возможность показать себя — персонажи смешиваются в единое месиво и выделить толком даже некого.



Не получилось спрятать неудачную хореографию за экстравагантными костюмами (художник — Юлдус Бахтиозина). В качестве декораций (Сергей Рылко и Екатерина Моченова) — мрачные видеопроекции. О сказке, пожалуй, можно вспомнить только в самом начале — когда на экране мы наблюдаем вид с высоты зимнего рождественского городка… С каждой сценой мрачность картинки будет усиливаться, и даже эпизод со свисающими сверху искусственными цветами (Сад Принцессы, которая хочет оставить Герду себе), выглядит царством мертвых.


Из этой общей мрачной и унылой картинки в живое пространство выводит бессмертная музыка Петра Ильича Чайковского. В спектакле звучат 4,5,6 симфонии — практически без купюр, но части из них идут в произвольном порядке. Но и тут Севагин просчитался — музыка этих произведений абсолютно не ложится ни на хореографию, ни на сюжет сказки Андерсена.



Все эти трое компонента в спектакле выглядят максимально дистанцированно друг от друга. Философскую глубину и абсолютную надмирность этой гениальной музыки вообще трудно, наверное, выразить пластически. Её нужно воспринимать без дополнительной визуализации. Чем ваш покорный слуга и занимался на спектакле — благо интерпретация дирижера Фёдора Безносикова не подкачала.


Музыкант смог найти особенное звучание для этих сочинений Петра Ильича. Оно оказалось камерным, не пафосно-грандиозным и гипертрагичным, к которому мы привыкли, когда симфонии Чайковского играют на концертах. В МАМТе эти произведения исполнили предельно аккуратно и трепетно, очень лирично и как никогда нежно — замедленные темпы способствовали усилению этой концепции. И это тот самый случай, когда хочется сказать «браво» — так что, если вы хотите услышать три последние симфонии Чайковского за один вечер, то «Снежная королева» — спектакль для вас.


Но на сцену лучше все же не смотреть.



 

Текст: Филипп Геллер

Фотографии: Карина Житкова

bottom of page