top of page

Маленькая торжественная месса – утешение всем страждущим


«Маленькая торжественная месса» Джоаккино Россини в оригинальной камерной редакции прозвучала вчера в Большом зале Московской консерватории на открытии III международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори». Лёгкое отступление от канона – организаторам не удалось найти фисгармонию и пришлось прибегнуть к помощи синтезатора, а также расширенный состав певцов (не 12 «херувимов», как завещал композитор) – ничуть не повлияло на восприятие этого замечательного музыкального полотна; и хотя Наполеон III счёл произведение «не малым, не торжественным, и не слишком мессой», вчерашний концерт был горячо принят публикой. Виной тому сильный состав исполнителей: сольные партии исполнили солистка Большого театра Дарья Зыкова, признанный специалист по россиниевскому репертуару меццо-сопрано Марианна Пиццолато, солист Большого театра тенор Максим Пастер и бас Балинт Сабо; вместо 8 человек хора, задуманных композитором, на сцену вышел вокальный ансамбль Intrada под управлением Екатерины Антоненко, который знаком любителям музыки не только сольными программами, но и совместными выступлениями с Юлией Лежневой.

Для начала немного дёгтя. К сожалению, аншлага не случилось – по неясной мне причине Большой зал был заполнен максимум на 2/3, не смотря на то, что цены на билеты были вполне средними для концертов, проходящих на этой «намоленной» площадке, но толковать или предсказывать мотивы публики – занятие не из благодарных. К ещё большему сожалению вынужден констатировать, что далеко не всех музыкантов и исполнителей было отчетливо слышно в зале, славящемся своей акустикой. Как говорил мой преподаватель по зоологии беспозвоночных, «здесь угадывается трохус», так и вчера на концерте партия фисгармонии именно что угадывалась среди плотного музыкального полотна, создаваемого солистами, хором и двумя роялями. Длинные паузы между частями произведения и в целом несколько нервная, напряжённая манера дирижировать, особенно в первых частях, привела к тому, о чём предупреждала Марианна Пиццолато на своём мастер-классе: дирижер Максим Емельянычев попался на «ловушку Россини» – стиль письма этого композитора располагает к тому, чтобы его арии распадались на отдельные реплики в ущерб смысловой нагрузке, которую несёт в себе фраза, из них составленная. Впрочем, это я придираюсь, чтобы приправить похвалу и восторги, которые последуют далее. Вечер, бесспорно, «сделали» участники молодого вокального ансамбля Intrada (этот коллектив был создан 6 лет назад, как говорится, «снизу» и до сих пор держится главным образом на энтузиазме и любви к музыке его участников). Их звучание захватывало с первых нот и поражало ясностью, стройностью, легкостью, динамическим диапазоном и характерными, по оценкам критиков, для этого коллектива осмысленностью исполнения и личным участием каждого из участников ансамбля. В их музыке отчетливо ощущались не только музыкальная эпоха и дух времени, когда была написана «Месса», но и особый эффект сопричастности к настоящей духовной мессе, иногда казалось, что находишься не в концертном зале, а в храме на католической службе, причем, особенно ярко это чувствовалось в частях, исполняемых a capella.

Не могу не отметить работу Марианны Пиццолато: в ансамбле она ни разу не позволила себе вокально доминировать над другими участниками, а финальным сольным номером – псалмом Miserere mei Deus действительно покорила собравшуюся в тот вечер публику! Безусловно, всё это торжество не могло бы состояться без мощного фортепианного аккомпанемента, за который в тот вечер отвечали Павел Нерсесьян и Лукас Генюшас. Не могу говорить за других слушателей, но лично у меня и друзей, которые были вчера со мной, осталось яркое впечатление от концерта и какое-то облегчение, ощущение светлое, какое обычно бывает только после искренней исповеди. Для тех же, кто по каким-либо причинам не смог застать выступление Марианны Пиццолато, могу сообщить, что шанс услышать её на сцене представится 14 сентября – певица примет участие в концертном исполнении оперы «Эрмиона» Дж. Россини с Российским национальным оркестром под управлением Альберто Дзедды. Как бы там ни было, организаторов фестиваля можно поздравить с успешным открытием фестиваля, который продлится до июня.

Меломанов ждут ещё три концерта, каждый из которых обещает быть не менее интересным. Так, 9 марта с программой «Wagner bel canto: прелюдии и монологи из опер Рихарда Вагнера» выступит знаменитый бас Рене Папе, концерт пройдёт в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Светланова под управлением Йонаса Альбера; 26 апреля примадонна Мариинского театра Екатерина Семенчук исполнит вокальный цикл «Русская тетрадь» (1965) Валерия Гаврилина и споёт в моноопере Микаэла Таривердиева «Ожидание» (1984) на поэму Роберта Рождественского. Завершением III международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори» станет концерт 1 июня «Неаполитанские арии». В этот день на сцену Большого зала Консерватории выйдет Макс Эмануэль Ценчич и Московский камерный оркестр Musica Viva. Представление состоится в рамках мирового турне в поддержку диска «Arie Napoletane». В программе заявлены сочинения Порпоры, Скарлатти, Винчи, Хассе и Лео.

bottom of page