top of page

Все пути ведут на Север


Карин Понтьес, французско-бельгийский хореограф, не впервые работает с российской труппой: кооперация с костромским Dialog Dance завершилась балетом «Pastime Paradise» и номинацией на Золотую Маску в 2015 году, а уже в 2016 новый спектакль «Все пути ведут на Север» в исполнении современной труппы «Балета Москва» эту Маску получил. И вполне заслуженно.

Одновременно сюрреалистический и очень реалистичный спектакль вводит в транс с первых минут, когда в тесном квадрате сцены появляется мужчина с кубом на голове и что-то злобно и нервно бубнит, пытаясь освободиться. Его причитания, срывающиеся на крик, напоминают и горловое пение мантр буддистских монахов, и невнятный монолог соседа за стеной, но что бы это ни было, это голосовое действо одновременно и отталкивает, и притягивает внимание, заставляя следить за каждой конвульсией «заключенного в куб». Психология человека такова, что он смотрит как зачарованный даже на то, что вызывает у него панику и отвращение, и этот приём с тревожными криками хватает зрителя за горло с первых мгновений. С избавления от этого ящика и внезапно наступившей тишины начинается настоящее действие. На сцену выходят ещё шесть молодых мужчин с подобными ящиками в руках, они толпятся, толкаются, задевают друг друга, куда-то спешат и ведут себя как абсолютно чужие друг другу люди.

За час каждый участник действия раскрывается в небольшом соло, и за этот час на сцене происходит не театральная фикция, а настоящая жизнь. "This is a man's world" – это негласный девиз спектакля, в котором показано духовное взросление семи разных героев. Они неуловимо знакомы каждому зрителю, потому что такие ребята ежедневно ходят среди нас, думают, переживают, танцуют, пьют, играют в карты и тянут руки к небу. Этим и занимаются танцовщики на сцене, находясь в поиске чего-то важного внутри себя, что держит их в этом многополярном мире.

Задумка Карин Понтьес — показать, что в каждом мужчине живёт маленький мальчик. Если поставить вопрос более глобально, то – в каждом человеке живёт Душа. Эта душа рвется к каким-то своим идеалам и представлениям о счастье, которое, в итоге, открывается только в Единении с ближним. Поэтому каждому соло предшествует "побег" из густонаселенной чужаками реальности, а заканчивается практически братским убаюкиванием и крепкими мужскими объятиями. И в конце кольцо мысли замыкается в том же квадрате света, где герои хоть и ходят мимо друг друга, но уже не толкаются, а тепло хлопают друг друга по плечу и выглядят, как родные люди.

"Все пути ведут на Север" – это мужской спектакль и по замыслу, и по хореографии. По замыслу – потому что именно мужские отношения и черты характера позволяют взглянуть на человеческую натуру, не ища при этом параллельных сюжетных линий, которые неизбежно тянутся за танцовщиками, как только на сцене оказывается разнополая пара. Здесь нет никаких скрытых «любовей», «самопожертвований» и «сердечных страданий», только психология и самопознание, только хардкор. По хореографии – потому что гипнотическая физическая работа буквально заставляет переосмыслить человеческое тело: местами неэстетичные движения вдруг превращаются в кошачью пластику. Завораживает и контактная импровизация (а первый этап работы над спектаклем заключался именно в импровизации самих артистов, что Карин Потьес записывала на видео и отбирала понравившиеся фрагменты для постановки), когда импульс от простого прикосновения одного артиста провоцирует вулканический взрыв движений у другого, и балансы, основанные не только на профессионализме, но в первую очередь на взаимном доверии. Те, кто в теме, заметят в спектакле элементы из йоги, что также добавляет мыслей о поиске гармонии и внутреннего баланса.

Из декораций на сцене те самые деревянные ящики и несколько углов, превращающихся то в стол, то в шкаф, то в картину Сальвадора Дали (когда из наваленных друг на друга углов получается странная "сюр-реальность" с хаотично торчащими головами, руками и ногами). Такой предметный минимализм делает спектакль очень мобильным и динамичным, как конструктор Лего, позволяя строить новые и новые контексты и ситуации, в которых звучат монологи героев

«Север» для Карин Понтьес – это страшное «ничто», путь в никуда, место, где нет социума, но есть сплошное одиночество, загоняющее человека в себя. С этого начинается спектакль – помните того потерянного, озлобленного и ослепленного кубом человека в самом начале? Человек, существующий в современном контексте, который должен быть открыт для поставленных целей и задач, оказывается потерян сам для себя. И по иронии, мораль оказывается совершенно противоположна названию спектакля: хоть все пути и ведут на одинокий север, все же надо суметь найти дорогу в другом направлении, где человек будет свободен от оков и рамок бытия.

bottom of page