125-летие самого новогоднего балета в мире: шемякинский «Щелкунчик»


Через несколько шагов они очутились на большой, удивительно красивой базарной площади. Все дома были украшены сахарными галереями ажурной работы. Посередине, как обелиск, возвышался глазированный сладкий пирог, осыпанный сахаром, а вокруг из четырех искусно сделанных фонтанов били вверх струи лимонада, оршада и других вкусных прохладительных напитков. Бассейн был полон сбитых сливок, которые так и хотелось зачерпнуть ложкой.

(с) Э.Т.Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»

Балет «Щелкунчик» является для балетоманов всего мира такой же неотъемлемой частью Нового Года и Рождества, как, пожалуй, ёлка, шампанское и мандарины. С момента написания в 1816 году Эрнстом Теодором Гофманом сказки «Щелкунчик и Мышиный Король» эта история получила воплощение буквально в каждом из видов театрального искусства: в драматических театрах идут спектакли для детей, а в музыкальных – в праздничные дни обязательно в афише значатся многочисленные оперные и балетные постановки. В то же время партитура, созданная Петром Ильичем Чайковским, – одна из самых драгоценных страниц музыкального наследия великого композитора. «Музыка Щелкунчика многогранна и, как все великое, неисчерпаема. При каждом новом обращении к ней приоткрываются всё более неожиданные пласты этой уникальной "балетной симфонии"», – говорит Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра.

Идея поставить балет по мотивам сказки возникла в конце XIX века, а именно в 1890-1891 годах. Именно тогда дирекция императорских театров во главе с Иваном Александровичем Всеволожским обратилась к Чайковскому с просьбой создать для двухактного балета музыку. Изначально хореографом должен был выступить Мариус Петипа, но в какой-то момент его заменил помощник, Лев Иванов. Премьера состоялась 18 декабря (6 декабря по старому стилю) 1892 года на нынешней сцене Мариинского театра. Первоначальным замыслом было желание объединить оперу и балет, создать единый спектакль, переплетая и соединяя жанры. Однако же позже задумка несколько видоизменилась, приведя к тому, что первый акт стал полностью оперным (опера «Иоланта»), а второй – наоборот, балетным.

Спустя более века в мире существует огромное количество различных интерпретаций. В двух главных культурных столицах России основными редакциями можно считать версии Василия Вайнонена (премьера состоялась в 1934 году на сцене Мариинского театра), Юрия Григоровича (1966 год, Большой театр) и Михаила Шемякина (2001 год, Мариинский театр). И если первые два автора представляют нам во многом схожий взгляд на эту рождественскую историю, то третий, напротив, стоит явным особняком.

Несмотря на то, что балет в среде балетоманов называют «шемякинским», хореографию поставил Кирилл Симонов, а Михаил Михайлович Шемякин работал над спектаклем в качестве автора либретто, декораций, костюмов, а также в качестве режиссера-постановщика. Сразу хочется отметить, что данная версия – не совсем классический балет. Первое действие – больше пантомима и немой драматический спектакль, где главную роль играют не артисты, а декорации и костюмы, создающие и показывающие нам мир взрослых – мир, который окружает Машу. Здесь она – нелюбимая дочь Штальбаумов, девочка, которая не слышит добрых слов, не получает подарков, которой не уделяют времени. Именно поэтому её и привлекает кукла Щелкунчика, принесённая Дроссельмейером, ведь всем остальным она показалась скучной и неинтересной. Что-то своё, что-то понятное и знакомое она находит в ней.