top of page

Что надевали в театр в Викторианскую эпоху




Ткань


Гиды по викторианскому стилю и этикету часто упоминают, что для посещения оперного театра не рекомендовалось носить платья из тонкой ткани. Нежное платье могла "раздавить" толпа, или оно могло испортиться во время долгого сидения.




Вы уверены, что это правильный цвет?


Не менее важным был цвет оперного платья. Удивительно, но эксперты по моде того времени советовали дамам выбирать для себя такие аксессуары и наряды, чтобы они сочетались с цветом отделки театра. 


Книга "Женщина как украшение" 1917-го года отмечает:


"Женщина в оперной ложе должна решить ту же проблему, что и женщина на сцене: ее наряд должен производить эффект на расстоянии и быть заметным издалека. Платье может быть белым, черным или любого другого цвета; золото, серебро, сталь или гагат; кружево, шифон — что угодно — при условии, что ваш силуэт будет бросаться в глаза, а цвет платья – приятно контрастировать с отделкой ложи".


Вот что С.А. Фрост рекомендует каждой даме в книге "Искусство хорошо одеваться" 1870-го года:


Нежно-розовый. Избегайте из-за риска оказаться рядом с кем-то в алой накидке. Это может испортить эффект от вашего платья.


Голубой. Избегайте из-за риска сидеть рядом с кем-то, кто надел более темный оттенок того же цвета – ваше платье будет выглядеть "блеклым и скучным".


Золотой. Носить только как отделку на головном уборе или накидке.



Оранжевый. Единственный цвет из ряда "желтых оттенков", подходящий для оперы, но «с ним сложно справиться».


Зеленый. Хотя с ним тоже сложно обращаться, его можно носить с золотым.


Пурпурный. Подходит для дамы средних лет, "если будет дополнен украшениями из золота. Бриллианты также будут выглядеть царственно роскошно с пурпурным бархатом".


Нейтральные оттенки: "Трудно использовать для вечерних платьев, и для того, чтобы они выглядели к лицу, требуются акценты ярких цветов. Тем не менее, когда они удачно подобраны, хорошо контрастируют и надеты с белым или черным кружевом, то они выглядят очень элегантно и стильно".


Розовый. Отличный оперный цвет, но только в контрасте с черным или белым.




Оперное манто


Книга "Искусство хорошо одеваться" отмечает, что оперное манто (на английском – cloak) – это прекрасный элемент наряда, который придавал элегантный вид оперному туалету.


В то время как мужские оперные манто были длинными и довольно простыми (но из тканей высочайшего качества), женские оперные манто должны были быть более изысканными. Стандартным фасоном была вышитая или отделанная накидка из атласа, свисающая между бедрами и талией, иногда с высоким воротником или оборкой вокруг лица.





"Оперное манто, как правило, белого цвета, либо богато вышитое, либо отороченное. Также носят и цветные накидки, но их нужно выбирать осторожно, чтобы избежать диссонирующего контраста с другими деталями платья. Римская лента выглядит очень эффектно при ношении с черным бархатным или кружевным платьем или с платьем чисто белого цвета, но она приглушает эффект нейтральных оттенков и редко гармонирует с ярким цветом. Белые накидки из горностая часто носят как оперные плащи, и они выглядят очень эффектно; они обычно сшиты на подкладке из цветного шелка, но стильно отделаны белым атласом и оторочены тяжелым белым шнуром и кисточками", – рассказывает автор книги "Искусство хорошо одеваться".





Оперный чепчик


Ношение шляпок в помещении в викторианскую и эдвардианскую эпохи обычно не поощрялось. Как правило, дамы не надевали их и в оперу, предпочитая шляпкам красивые аксессуары для волос. Однако учитывая просторность оперного театра и количество зрителей, некоторые женщины чувствовали себя слишком незащищенными, чтобы оставлять голову непокрытой. Вот тут-то им на помощь и приходил оперный чепчик.


"Если честный зритель боится раздеться, то изящнее надеть оперный чепец. Это очень легкий, нарядный элемент туалета, обычно из кружева или крепа, с изысканными цветами для отделки. Но если требуется более солидная шляпка, подходящей заменой будет белый бархат, вырезанный или неразрезанный, с бархатными цветами или легкими перьями".





Не забудьте сверкать


Вечер в опере служил не только отрадой для ушей, но и для глаз. Дам поощряли одеваться более изысканно, чем на званые обеды, и предполагалось, что они будут дополнять великолепие оперного театра своими туалетами и прическами. Все аксессуары были разрешены – чем больше, тем лучше.


Из книги "Искусство хорошо одеваться":


"Прическа должна быть уложена, как для большой вечеринки, можно использовать искусственные цветы, драгоценности, перья, ленты или головной убор любого стиля, соответствующего моде".




"Ювелирные изделия следует носить в соответствии с платьем, но допустимо больше, чем в большинстве случаев. Сверкающие драгоценные камни очень эффектно смотрятся в ярком свете великолепного оперного театра".

Все мы видели фильмы и картины с потрясающе одетыми леди, подходящими к их оперным ложам или сидящими в обрамлении бархата со сверкающими бриллиантами и драгоценностями в волосах. 





Настроение


Несомненно, вечер в опере – запоминающееся событие, однако удивительно, насколько серьезно женщины относились к той роли, которая им была отведена. Они должны были не только гармонировать с цветом театра и поражать воображение присутствующих своей красотой и нарядами, но и создавать соответствующее настроение.


"Среди оперной публики ожидаются хорошо одетые и красивые дамы. Видеть мрачные драпировки, тяжелые шляпы и унылые лица – вне этой гармонии. Предполагается, что дамы должны быть заметны, и часто именно они являются украшением вечера. Они не должны портить красоту зрительного зала, кутаясь в плащи или шали", – гласит "Искусство хорошо одеваться".




 

Перевод: Юлия Пнева

bottom of page