Гастроли Балета Сан-Паулу в Петербурге – фестиваль Dance Open
Одной из главных интриг слета Dance Open в условиях 2023-го года стал вечер «Движение» São Paulo City Ballet: из Бразилии компания привезла международный современный танец.
За 22 года существования фестиваля Dance Open в Петербурге привыкли к европейским легендарным танц-брендам, культовым компаниями, суперзвездам балета и танца из Европы. Все эти годы смотр показывал спектакли из Швейцарии, Голландии, Австрии Франции, Германии, Испании, Италии – география всегда была широкой. И все же труппы из-за океана практически не приезжали: колоссальное расстояние, которое должны преодолеть не только несколько десятков артистов, но и декорации, служило препятствием, но не в этот раз: одни из самых главных героев фестиваля приехали в этом году из Бразилии. São Paulo City Ballet приготовили для Петербурга вечер «Движение».
Компания из Сан-Паулу хоть и озвучивает слово «балет» в названии, представляет собой исключительно современный танец. Когда-то труппа была собрана вокруг классического репертуара: в 1968-м году Муниципальный театр основал балетное отделение для сопровождения оперных постановок. Позже, в 1970-х годах, в разгар бразильской военной диктатуры, худрук труппы Антонио Карлос Кардозо сделал ставку на современное искусство, которое могло формулировать острые социальные темы, волновавшие зрителя. С тех пор Балет Сан-Паулу работает с современными хореографами со всего мира, в том числе с Анжеленом Прельжокажем, Александром Экманом и Охадом Наарином.
В программу «Движение» вошли три одноактных балета. Первым номером стала работа Ихсана Рустема. Британец турецкого происхождения, поработавший с компанией Мэтью Борна, с хореографией Хофеша Шехтера, Уэйна Макгрегора, Матса Эка, Иржи Килиана и Уильяма Форсайта, знаком зрителю в России по работе с именитым «Балетом Москва»: для компании современного танца Рустем поставил спектакль «Смерть и девушка» на музыку Шуберта, где танцовщикам приходилось работать на пределе своих возможностей.
Таким же вызовом можно считать и философское размышление Рустема для бразильцев – тоже на музыку Франца Шуберта. Восьмая, «Неоконченная», симфония немецкого композитора дала импульс для притчи о незавершенности в судьбе. В многосложных перестроениях и композициях танцовщики работали в плотном тексте контемпорари, в котором сплелись скорость и ритм, трюки, дуэты с мотивами капоэйра и соло, требующие от артистов серьезной пластики и физической подготовки. Но то было только первое знакомство с труппой.
После исключительно современного танца São Paulo City Ballet показали, что не понаслышке знакомы с пуантным танцем – в балете испанца Каэтано Сото «Adastra» («Дотянуться до звезд»). Идеальная хореография унесла в космос с первых секунд и держала на верхней точке чувственных эмоций все 25 минут. Танцовщики продемонстрировали весь классический лексикон, а им они должны владеть на все сто, работая с Каэтано Сото. В противном случае его звездный путь не будет увлекать ни своей мечтательностью, ни притягательной томностью. И можно было бы с высоты классического полета русского балета вблизи улицы Росси попенять бразильцам на далеко не всегда чистую выворотность или на недостаток формы, но, растворившись в их абсолютной музыкальности и образности, можно простить им практически все.
О своей музыкальности и природной пластике танцовщики громко заявили в финальной работе – «Фасады любви», которую им подарил им звездный хореограф Ицик Галили. Его также хорошо знают в России: в 2008 году он специально приезжал в Пермь, чтобы поставить балет «То, что я никому не сказал» для труппы Евгения Панфилова. В Сан-Паулу Галили создал легкое и радужное эссе – о любви, о бабочках в животе, о воздушности, о свежести, похожей на первый ледяной глоток «Кайпириньи» в июльскую жару.
На двадцать бразильских танцовщиков хореограф перенес свои впечатления от поездки на Кубу: там, где обжигает солнце, по вечерам танцуют сальсу и пьют ром. К этому он добавил свои детские воспоминания о граммофонной музыке, которую обожала его мама. Результат – ни на что не похожий (даже на самого Галили) спектакль-эмоция, счастливый и радостный. Чтобы добиться такого эффекта, он не побоялся смешать в этом коктейле мамбо с сальсой, трюки с контемпорари, акроботику и подиумную походку.
Хотя здесь нашлось место и противостоянию мужчины и женщины – казалось бы внутри веселого фантазийного дуэта хореограф показывает физическую (и вполне реалистичную) борьбу двух героев-антиподов. При этом Галили не нарушает свои же собственные законы и формулы, составленные для «Фасадов любви» во славу танца, по природе свободного и объединяющего, разрушающего предрассудки и условности. Недаром именно эта работа полностью вошла в финальный гала-концерт Dance Open-2023.
Текст: Ольга Угарова
Фотограф: Нина Данилина
Comentarios