top of page

Что у принцессы в голове


20 сентября на сцене Крокус Сити Холла Диана Вишнева представила «Сны Спящей Красавицы» – двухактное танцевальное шоу, повествующее о том, что происходило в голове принцессы Авроры на протяжении столетнего сна.

Мир сновидений во все времена представлял для людей большой интерес. Таинственная область, где нет границ между добром и злом, добродетелью и пороками, где возможно всё и полностью отсутствует контроль – богатая почва для создания новых шедевров и фантазий. Вдохновившись этой свободой, Диана Вишнева, много раз исполнявшая роль Авроры в классической версии балета «Спящая красавица», решила вывести героиню из барочного контекста на новый уровень и показать, что время действия не имеет значения.

На первый план в этом шоу выходит не сама Аврора, а ее Бессознательное. За спиной маленькой хрупкой балерины вырастают огромные диджитал монстры, и так Спящей Красавице впервые приходится столкнуться со своими страстями и страхами. Если в классической редакции юную Аврору благословляют феи Нежности, Беззаботности, Щедрости, Резвости и Смелости, то в «Снах» принцесса встречается с Демонами Страха и Ужаса, Властности и Агрессии, Жадности и Зависти.

Несмотря на то, что центром масштабного международного проекта стала великая балерина, куда большее внимание, нежели танцу, было уделено 3D-визуализации под многослойную электронную музыку. Голландский дизайнер Барт Хесс создал для Вишневой лаконичные костюмы (обтягивающие комбинезоны: светлый для первого акта и блестящий – для второго), на которые крепятся сенсорные датчики, и это, пожалуй, главная особенность всего шоу.

Огромные цифровые аватары под управлением 4U2C Лаборатории визуальных эффектов Cirque du Soleil устроены таким образом, что фокус сделан в основном на осанке балерины и ее руках, которые превращаются в многочисленные хищные лапы гигантского монстра, извивающегося в змеиных движениях. Во втором акте Аватар всё же появляется полностью, и зритель видит парящее человеческое тело, но здесь таится самая большая хитрость. Не только Диана контролирует движения Аватаров, но и Аватары в определенный момент начинают задавать вектор движения танцовщицы. Сравнивать движения живой балерины и 3D-проекции сложно – они намеренно рассинхронизированы, чтобы окончательно стереть понимание того, кто кем управляет в этом жутком сне. Под гнетущий бит электронной музыки Thijs de Vlieger становится ясно одно: внутри каждого из нас заточен монстр, и если он возьмет верх, страшно представить, кто в итоге проснется.

С танцевальной точки зрения хореограф Эдвард Клюг (знакомый москвичам по «Петрушке» в Большом театре) не предложил Диане Вишневой ничего новаторского, но учитывая титанический труд над 3D проекциями на заднике сцены, прорыв в танце не был целью. Танец Спящей Красавицы состоял из стандартных элементов современного танца, как то – невыворотные позиции, нарочито некрасивые позы, делающие принцессу приземленной и неромантичной, крылатые взмахи рук и много задумчивого скольжения по сцене. Диана Вишнева, обычно покрывающая своей экспрессией любую сцену, независимо от ее размера, не смогла окончательно отпустить контроль над сознанием и телом и раствориться в этой хореографии, однако многослойность шоу уравновесила танцевальную скромность проекта.

Куда интереснее и динамичнее выглядела хореография Демонов — хип-хоповская в первом акте и тягуче-ползучая во втором – которая сопровождалась «фокусами» с бутафорией: у каждого демона есть большая самурайская палка (хотя после июльских гастролей «Жизели» Акрама Хана ассоциация с палками зловещих вилис играет не в пользу Демонов Вишневой), которая становится то угрожающим посохом, то носилками для Спящей красавицы, то опасным лабиринтом. С Демонами же связан и самый нежный эпизод в этом мрачном мире кошмаров – полет золотого шелкового платка за телом принцессы как очередной символ неуловимости и отсутствия контроля над ситуацией.

После Санкт-Петербурга и Москвы проект продолжил своё путешествие по России, а в ноябре будет показан в шести городах США. Это качественное и продуманное зрелище, и его стоит увидеть, потому что даже при вторичности идей отдельных режиссерских находок всё воедино в таком масштабе не собирал никто. Никто, кроме Дианы Вишневой.

bottom of page