top of page

Вокальная методика Энрико Карузо


Карузо посещало множество певцов, чтобы спросить у него совета или узнать его мнение об их голосе или методе пения. Моей задачей было выслушивать этих жаждущих совет, и поэтому зачастую я был свидетелем интересных объяснений Карузо. Он ясно доказывал, что для певца может существовать только один успешный способ дыхания. Карузо обыкновенно говорил: "Я совершаю процесс дыхания совершенно так же, как это делает вы, только двумя движениями, а именно вдохом и выдохом, то есть всасыванием и выпусканием воздуха". После этого Карузо, стоя, придавал своему телу положение, лишённое всякого напряжения, и выставлял одну ногу вперёд, будто для того, чтобы шагнуть. Важно подчеркнуть, что он держал своё тело совершенно свободно, без малейшего напряжения. Затем он сокращал едва заметно мускулы живота и вдыхал спокойно, не торопясь. Вследствие этого глубокого и медленного вдоха, диафрагма и рёбра растягивались и грудная клетка поднималась. При этом Карузо обращал особенно внимание ученика на диафрагму, подчёркивая, что именно в таком положении она делается главной опорой воздушного столба, который поддерживается в лёгких под давлением, нужным для воспроизведения громких или тихих звуков. Второе движение - это выдох. Здесь Карузо показывал определённые голосовые упражнения. Ниже я привожу упражнение, наиболее часто им употреблявшееся.

Карузо пел это упражнение во время второго движения, то есть выдоха. При этом он тщательно выпускал поглощённый вдохом воздух в том количестве, которого требовала чёткая передача этого упражнения, без малейшего напряжения и по возможности медленно. Грудная клетка, диафрагма и мышцы принимали к концу этого упражнения своё первоначально положение.

По материалам книги "Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо" Сальваторе Фучито, Барнет Дж. Бейер.

bottom of page