top of page

Арсений Корещенко — многоликий музыкант Серебряного века



Сегодняшний именинник, представитель московской композиторской школы конца XIX-начала XX-го столетия, Арсений Николаевич Корещенко в свое время был весьма популярной фигурой и личностью. Выдающийся пианист и педагог, яркий композитор, талантливый музыкальный критик и дирижер, он оставил след в русской культуре, однако сейчас оказался незаслуженно забыт...


В детстве Корещенко был учеником Николая Зверева — того самого педагога, благодаря которому состоялся Сергей Рахманинов. В мае 1891 года Арсений с отличными отметками и большой золотой медалью оканчивает Московскую консерваторию, где его учителями стали выдающиеся музыканты Сергей Танеев (фортепиано) и Антон Аренский (композиция). С консерваторией Корещенко не расстается: его зачисляют в штат в качестве преподавателя по музыкальной литературе. А в 1892 году выпускная работа молодого дарования — опера «Пир Балтасара» — с успехом ставится на сцене Большого театра.



Корещенко начинает много выступать и гастролировать — современники называли его замечательным виртуозом и «безукоризненным пианистом». Его игрой восхищались Чайковский, Рахманинов, Метнер. В репертуаре музыканта были великие и сложнейшие сочинения Бетховена, Шопена, Шумана. А самый яркий его партнер по сцене — несомненно, Федор Шаляпин.




С 1894 года Корещенко руководит музыкальным отделом газеты «Московские ведомости». Им написано более двухсот статей и рецензий. Арсений Николаевич живо интересовался восточной музыкой: он обработал для хора армянские и грузинские народные песни, а среди его оркестровых сочинений — «Армянская сюита».


В 1900 году состоялась премьера оперы композитора «Ледяной дом» в Большом театре. Над сочинением и воплощением оперы работал поистине звездный состав: либретто написал Модест Чайковский, оформление спектакля создал Александр Головин, а в партии Бирона был занят Шаляпин. Особый успех выпал на долю двух последних личностей, тогда как музыку Корещенко, увы, не заметили.



Эскиз костюма для Матильды Кшесинской к балету Арсения Короленко "Волшебное зеркало" А.Я. Головина.


Через три года на сцене Мариинского театра появился балет «Волшебное зеркало» — его ставил великий Мариус Петипа. На генеральной репетиции постановки треснуло зеркало, которое было на сцене, и из него полилась ртуть. Мистическое предзнаменование не обмануло: спектакль был признан неудачным. Балет выглядел эклектично — помпезно решенное хореографическое действие противоречило тонкой модернистской музыке Корещенко и символистским декорациям Головина. Александр Бенуа назвал первую «несуразной и неталантливой», а Сергей Танеев сочинил эпиграмму: «От музыки Корещенки подохли во дворе щенки»…


Декорации к балету Арсения Корещенко "Волшебное зеркало" А.Я. Головина


Зато «Волшебное зеркало» с успехом было принято в Москве, где его новую постановку осуществил Александр Горский — спектакль просуществовал здесь до 1926 года.


Провал балета вызвал творческий кризис у Корещенко: в последующие пять лет он сочинил только несколько циклов фортепианных миниатюр и романсов. Справедливости ради, стоит сказать пару слов о том, что вообще написал Корещенко за свою жизнь — это две симфонические картины, музыка к трагедиям Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Троянка», кантата «Дон Жуан», «Лирическая» симфония, концертная фантазия для фортепиано с оркестром, «Детские сцены» для этого же инструмента соло. И, конечно, многочисленные пьесы.



В 1908 году после попытки написать оперу «Фленушка» по роману Павла Мельникова «В лесах» Корещенко полностью оставляет композиторскую деятельность и сосредотачивается на педагогике и исполнительстве. В музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества он преподает фортепиано и теорию композиции, а позже создает собственную частную музыкальную школу, по статусу близкую училищу.


Как педагог Арсений Николаевич всегда ставил перед своим учеником художественные задачи, предоставляя ему самому искать способы их решения. Он активно использовал метод исполнительского показа, любил давать одно и то же произведение нескольким студентам сразу. Как вспоминали современники, в педагогической работе Корещенко оставался артистом, не превращаясь в учителя-методиста. Среди его учеников — композитор и дирижер Большого театра Василий Небольсин, музыковед и этнограф Вячеслав Пасхалов, знаменитый педагог спецшколы-десятилетки им. Гнесиных, воспитавший Андрея Эшпая, Валерия Листова.


В 1919 году вместе с женой и двумя сыновьями Корещенко переехал в Харьков, где занял пост ректора местной консерватории. Через два года его не стало — композитору было всего 50 лет.



 

Текст: Филипп Геллер

Comments


bottom of page