Парижский дебют Монсеррат Кабалье


Первый концерт восходящей звезды Монтсеррат Кабалье в Париже состоялся 15 октября 1966 года. Невероятным везением для поклонников творчества Монтсеррат, а также для страстных любителей оперной музыки оказалось то, что исполненные на этом концерте произведения были записаны, к тому же на видео. Исполняя труднейшие сцены из опер бельканто и арию из оперы испанского композитора, Кабалье демонстрирует слушателям невероятную вокальную технику и образцовое пение стиля Bel Canto, известной представительницей которого она была. В концерт вошли 4 произведения: 1. Vincenzo Bellini "Il Pirata" — Final scene

Финальная сцена оперы "Пират" целиком и полностью принадлежит сопрано и представляет собой сцену безумия героини. В "Пирате" она состоит из речитатива "Oh! S'io potessi", арии "Col sorriso" и кабалетты "O sole, ti vela". Ария в исполнении Монтсеррат звучит на mezza voce, потрясающее дыхание певицы позволяет ей держать невероятно ровную линию легато — неотъемлемую особенность опер бельканто. Так как партия написана для драматического сопрано с подвижностью, эталоном которого Кабалье является и по сей день, пассажи и фиоритуры исполнены певицей с ювелирной точностью, а вокальные украшения звучат будто жемчужины. Кабалетта, сменяющая арию, очень трудна в техническом плане. Драматическая основа, высокая тесситура, быстрый темп в соединении с тяжелейшими подвижностями, большое количество вокальных оттенков — вот только некоторые из тех трудностей, которые ждут сопрано, исполняющее эту партию. Посмотрев предложенную вам видеозапись, вы убедитесь в том, с каким мастерством и с какой легкостью Монтсеррат Кабалье исполняет эту кабалетту. По словам самой Монтсеррат, роль Имоджены была одной из самых трудных партий за всю её карьеру.

2. Gaetano Donizetti "Roberto Devereux" — E Sara in questi... Vivi ingrato...

Партия Елизаветы Тюдор насчитывает более трёх сольных номеров средней длительности. Самый известный из них — ария "Vivi ingrato" и предшествующий ей речитатив. Партия написана для драматического сопрано с подвижностью, и соединяет в себе как сильные драматические моменты (плотный оркестр, однако перепевать нужно не только его, но и хор), так и различные колоратурные вставки (выраженные различными вокальными украшениями, за исключением стаккато). Ария, которую мы рассматриваем, не содержит каких-либо виртуозных трудностей, поется на forte и mezza forte и содержит несколько достаточно высоких для драматического сопрано нот, которые Монтсеррат (как в данной записи, так и в полных записях) поет на пианиссимо. На мой взгляд, Елизавета Тюдор — одна из лучших партий в её репертуаре. Как минимум семь полных записей этой оперы оставила нам певица, а спектакль, проходивший в рамках Aix-en-Provence Festival в 1977 году, был даже записан на видео. Опера "Роберто Девере", выйдя из под пера гениального Доницетти, наделена потрясающей музыкой, которая положена на не менее качественное либретто, что очень важно. И слушать (а тем более смотреть) эту прекрасную оперу великого композитора в исполнении такой потрясающей певицы, как Монтсеррат Кабалье, — одно удовольствие. 3. Gaetano Donizetti "Anna Bolena" — Piangete voi... Al dolce guidami...