top of page

XXII-й сезон фестиваля Dance Open. Гид



10 апреля в Петербурге открывается XXII-й сезон фестиваля Dance Open, и теперь его атрибуцию необходимо дополнять грифом «Как закалялась сталь». После трех лет турбулентности смотр не просто не утратил яркой краски, но и не поступился ни одним из своих принципов – проект по-прежнему международный и показывает балет со всего мира. В этом году команда во главе с Екатериной Галановой привозит артистов из Бразилии, Аргентины и Франции, не забыв про молодых и дерзких из России.


С марта 2020 года судьба не давала расслабиться команде Dance Open ни на секунду: пандемия, карантины, переносы и отмены… Но смотр знает, как держать удар, и сначала блестяще укрощает новую реальность эпохи эпидемии, снимает лекции для YouTube и транслирует новейшие спектакли (март-апрель 2020 года), чудом привозит на гала-концерт суперзвезд со всего света, включая Даниила Симкина, Люсию Лакарра и Мэтью Голдинга (декабрь 2020 года), а потом еще и приглашает в Петербург заслуженную труппу экстра-класса Introdans с хореографией Акрама Хана и Александра Экмана (ноябрь 2021 года). Балетная природа, которая может похвастаться дисциплиной и балансом, дает о себе знать и сейчас: после тотальных отмен прошлого года несломленная команда проводит XXII-й сезон и планирует это сделать исключительно.



10 апреля, Александринский театр


«Лобби», Tie Break, Лион (Франция)


Открывать фестиваль будут французы: хулиганы, нонконформисты, сатиры и виртуозы объединились в компанию Tie Break относительно недавно – в 2016 году. Свой рецепт они составляли из ингредиентов «наоборот»: поместили стритдэнс в академические интерьеры, к танцу добавили акробатику, а в форме замешали джаз, мюзикл, пантомиму и цирк. Проект был основан хип-хоп-группировкой Pockemon Crew, которая с лионских улиц сначала оказалась на сцене Лионской оперы, а потом отметилась в больших концертных залах и в танц-баттлах по всему миру. Теперь они сочиняют свой собственный театр, где на авансцену выходят изобретательная пластика и чувство юмора, всегда и без исключения пробивающее четвертую стену. Tie Break везет в Петербург свою постановку-ревью Lobby: восемь танцовщиков окажутся в отеле «5 звезд» и переквалифицируются в носильщиков, VIP-постояльцев и чопорных администраторов, что не помешает им исполнять смертельные трюки, крутиться на голове и щедро делиться своим хип-хоп-мастерством.




12 апреля, Александринский театр


Севагин/Самодуров/Пимонов, Пермский театр оперы и балета, Россия


За безупречный пуантный танец в этом году будут отвечать хореографы, которые сегодня на родных сценах переосмысляют академические линии и формы. Худрук балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Максим Севагин, худрук Урал Балета Вячеслав Самодуров и худрук Пермского Балета Антон Пимонов составили в начале этого сезона программу из трех одноактных балетов. «В темных образах», Ultima Thule и «Арктика» – все три работы выстраивают диалог между XXI веком и традицией, пытаются расширить границы академического искусства и загипнотизировать нас движением. Событийности вечеру добавила музыка: современные отечественные композиторы-экспериментаторы Владимир Раннев и Антон Светличный написали по заказу театра две из трех партитуры. Исключение –- Севагин: свой балет «В темных образах» хореограф поставил на музыку Антонио Вивальди.




14 апреля, Александринский театр


«Движение», Балет Сан-Паулу, Сан Паулу (Бразилия)


Балет в Бразилии живет в прохладной тени национальных брендов: футбол и карнавал традиционно поглощают внимание всей страны. Но любовь к разным жанром искусства и театру неминуемо привела бразильцев к классическому танцу. В огромном Сан-Паулу, который сравнивают по ритму и пульсу с Москвой и Чикаго, балетная труппа появилась в конце 1960-х годов – как часть масштабного оперного департамента в городском театре. История компании начиналась с классических наименований, но потом репертуар все больше завоевывал современный танец, открывающий публике философские, социальные и экзистенциальные темы. Теперь в афише театра Сан-Паулу звучат имена Александра Экмана, Анжелена Прельжокажа и Охада Наарина, а неизменным кредо остается девиз: «Наше движение говорит правду о времени, в котором мы живем».


О своем движении в самом широком смысле труппа и расскажет в Петербурге в трех главах. Испанец Каэтано Сото, в чьей биографии нашлось место сотрудничеству с самыми именитыми компаниями мира, в том числе с NDT и Introdans, создал для Сан-Паулу балет «Adastra» («Дотянуться до звезд») – о пути к себе и счастью. Наследник британской традиции, экс-участник труппы Мэтью Борна, не понаслышке знакомый с пластикой Хофеша Шехтера и Уэйна МакГрегора, хореограф Ихсан Рустем сочинил в 2022 году для бразильцев философскую притчу о незавершенности в судьбе – на музыку Восьмой, «Неоконченной», симфонии Франца Шуберта. Финализирует тройчатку сочинение израильского хореографа мирового масштаба Ицика Галили «Фасады любви». К слову, и Рустем, и Галили отечественному зрителю знакомы: первый успел поработать с «Балетом Москва», а второй в 2008 году поставил балет «То, что я никому не сказал» – для пермской труппы Евгения Панфилова.




16 апреля, Александринский театр


«Маламбо от Малево», Malevo, Аргентина


В афише Dance Open всегда должен быть хотя бы один пункт–пожар. Несколько лет это место было зарезервировано под испанские страсти и фламенко. В этом году бронь отдали аргентинцам. Жгучие красавцы в кожаных куртках-косухах доставят через океан народный танец гаучо маламбо, известный еще со времен средневековья: большие барабанах legüero, бешеная дробь каблуков сапатеадо, эффектные трюки с лассо – идеолог труппы Malevo Матиас Хайме переизобретает фольклорные мотивы родной страны внутри современного контекста и рассказывает о любимой Аргентине по всему миру с помощью своей неистовой энергии.




18 апреля, Александринский театр


Гала-концерт


Финалом сезона, как всегда, станет гала-концерт. И если раньше фестиваль хранил молчание о программе вечера и списке приглашенных звезд, то на этот раз команда решила немного поделиться планами: город ждет солистов Ла Скала, Венгерского государственного оперного театра и Национального балета Кубы. И это не считая родных имен из Москвы, Екатеринбурга и Перми. Остальное пока остается в тайне: все же традиции нужно чтить.



Параллельная программа


Кроме гастрольной афиши, фестиваль Dance Open включает в график и профессиональные специалисты: 12 апреля на смотре запланирован паблик-ток с балетным критиком, журналистом и экспертом «Золотой маски» Лейлой Гумазовой, а 17 апреля Malevo проведут открытый мастер-класс по маламбо, к которому зрители смогут присоединиться бесплатно по регистрации.


 

Текст: Ольга Угарова

bottom of page