top of page

"Душа, не знающая меры"


Современный взгляд на Толстого, пагубность сильных страстей и любовь к музыке в новом спектакле театра «Балет Москва».

«Балет Москва» – коллектив, отличительной чертой которого является отсутствие боязни перед хореографическими экспериментами. Открытость всему новому проявилась и в решении театра поставить спектакль по мотивам повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната», ранее не имевшей воплощения на балетной сцене. Создание балета доверили молодому канадскому хореографу Роберту Бинету, уже успевшему поработать с такими знаменитыми труппами, как Нью-Йорк Сити Балет, Королевский балет Великобритании, Национальный балет Канады.

По признанию Бинета, в «Крейцеровой сонате» его всегда привлекало то, что музыка диктует развитие сюжета. Неслучайно в качестве своеобразного эпиграфа для своей постановки он использовал следующую цитату из повести: «Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу». В первоисточнике это размышление о влиянии музыки на человека принадлежит главному герою. Однако Роберт Бинет смещает фокус и выводит на передний план его жену, предлагая зрителю то, чего нет у Толстого, – проникновение в мир ее внутренних переживаний.

Хореограф намеренно не дает героям балета скрыться за масками имен, выставляя их ничем не прикрытое «я» на всеобщее обозрение. В начале спектакля Женщина (Евгения Гончарова) и Ее муж (Эдуард Ахметшин) кажутся безмятежно счастливыми. Но и в эти мгновения чистой радости Женщина не может полностью подчинить себя лишь семейной жизни. Ее стремление к свободе, преодолению сковывающих разум и душу рамок символизируют стоящее в левом углу сцены фортепиано и лежащая на нем скрипка, к которым героиня тянется даже во время наполненного нежностью дуэта с мужем. Она словно предчувствует, что это умиротворение – лишь затишье перед бурей.

И оказывается права. Муж, чувствуя, что не владеет Женщиной безраздельно, впадает в неистовство. За вспышкой бурного гнева следует не менее бурное раскаяние, однако в попытках заслужить прощение герой не замечает, что жена окончательно ускользнула от него: и физически, и духовно. Музыка становится для нее убежищем, дает возможность испытать настоящую, освобождающую любовь, которую она обретает в лице Музыканта (Отмар Клеманн).

Под звуки оригинальной «Крейцеровой сонаты» Женщина и Музыкант возносятся в танце до недоступных терзаемому ревностью Мужу вершин, обретают истинное вдохновение. Чем выше взлетают они, отринув все низменно-земное, тем глубже низвергается в своем исступлении Муж. Музыка оборачивается обоюдоострым мечом: душевным исцелением для Женщины и моральной гибелью для главного героя.

Не выдержав осознания того, что жена счастлива без него в своей вновь обретенной свободе, он убивает ее. «Душа, не знающая меры» – этими словами из стихотворения Марины Цветаевой в спектакле Роберта Бинета можно охарактеризовать не только поддавшегося ярости и страху Мужа, но и Женщину, забывшую о реальности. «Крейцерова соната» предстает перед зрителями театра «Балет Москва» историей о том, что идеальному миру искусства, способного как возвысить, так и сломить человека, чужды чрезмерные страсти.

bottom of page