top of page

Москва услышала “крик” Андрея Меркурьева

Постановка 2014 года Одесского национального театра оперы и балета возродилась российской премьерой на сцене Академического театра оперы и балета Республики Коми в 2023 году, а в минувший понедельник добралась до столицы России.

Создатели балета "Крик" вдохновлены романом русского философа, мыслителя, участника Великой Отечественной войны, крупнейшего идеолога России рубежа ХХ-ХХI веков Александра Зиновьева "Иди на Голгофу". Автором либретто выступила дочь философа – Полина Зиновьева и заслуженный артист России, лауреат "Золотой маски", главный балетмейстер АТОБ Республики Коми Андрей Меркурьев



"В этом балете я не пытался дословно передать смысл каждой главы романа Александра Зиновьева "Иди на Голгофу", а лишь создавал образ человека, навеянный этим романом, эпохой, ситуацией, пытался разгадать "героя нашего времени". Наш герой, живущий в системе, которой он противостоит, ищет свободы – свободы от навязанных системой стереотипов мышления. Свободно жить, любить, мечтать, говорить и ничего не бояться – вот то, чего лишен человек." (Андрей Меркурьев, Одесса, 2014 год)

 

Нести правду через хореографию – вот главный посыл постановки. Как и центральная идея романа: исповедь верующего безбожника. Страницы возвращают нас к духовному и психологическому аспекту советского общества 70-80-х годов. Как и чем жил советский человек? Чем были обусловлены его безынициативность, неверие в свои силы, пассивность? Повествование книги словно является рецептом “как оставаться святым в грешном производстве”. В книге поднимаются ключевые вопросы современности: духовность, проблема веры, обмана, смерти и смысла жизни, а Голгофа становится символом пути того, кто способен верить и надеяться. 

Александр Зиновьев вернулся на Родину из вынужденной эмиграции длиною в 21 год в 1999 году. Роман, показывающий внутреннюю и внешнюю трагедию русского человека в непростое время, когда лучшие мыслители были вынуждены покидать страну или уходить во внутреннюю, только им подвластную, эмиграцию.


Спектакль изобилует музыкальными направлениями: от вагнеровских шедевров до французского джаза. Мы услышали произведения С. Уппена и А. Торга – за 20 лет совместной работы музыканты создали многочисленные программные композиции, оригинальную музыку для театра, балета, кино (Театр Филипа Жанти "Недвижимые пассажиры"). Композиция "Терра ария" виртуоза-виолончелиста Д. Соллима занимает место первого финала, крушения утопии, первого глобального одиночества. Токката П. Васкса буквально рисует нам крупными мазками глубину вопросов человечества, тревожно и волнующе. Звучат произведения квартета Ж. Ванденбрука, где самым неожиданным образом переплетается традиция французского джаза, свинга и экзотики. Наш современник Макс Рихтер как никто лучше передает оцепенение и одиночество главного героя, а также лиричность момента соединения двух душ – Богини и Его. И, конечно, Рихард Вагнер, с его увертюрой к Валькирии, повторяет травлю на главного героя, человека с большой буквы, несущего на своих плечах вину невинного за свой род, звание и существование.




Для русского зрителя сюжет выбран со стопроцентным попаданием в яблочко: с надрывом, личной трагедией, которую каждый из нас несет в своей душе, как память предков. Соответственно, он может разрешить и впитать, понять и осознать глубину, которую хотел передать автор. Можно сказать, что артистам удалось это сделать. Ведущий солист МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Евгений Жуков в этот вечер показал себя с новой стороны - по-особому, непохожим на свое устоявшееся амплуа.  Мы не просто перенеслись в личную жизнь героя, которую привычно скрывают от посторонних глаз, но стали свидетелями драмы, развернувшейся на подмостках. Наш лирический герой соединяется со своей Богиней (Анастасия Лебедик, ведущая солистка АТОБ Республики Коми), хрупкой и воздушной, невесомой и эфемерной, под струящийся аккомпанемент Макса Рихтера. А через несколько мгновений Он уже соревнуется сам с собой, бьется со своей Тенью – Антиподом (Александр Селезнев, солист МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). Кто же победит: Он или Бог?

"Вы знаете, что такое Бог? Бог – это Одиночество, Абсолютное и Вечное Одиночество."

Живая улица, как в испанской Севилье, где собираются друзья и соратники, незнакомцы и обычные жители, чтобы провести время вместе, повеселиться, но наш герой чувствует себя здесь не в своей тарелке. Над ним насмехаются его же друзья (Дмитрий Леканов, Данис Файзуллин, артисты балета АТОБ Республики Коми), играя с ним в несправедливые игры, где он оказывается волей случая, в поиске своей Единственной. 

Нас возвращает в реальность фигура Рассказчика (Роман Миронов, премьер АТОБ Республики Коми), которая напоминает, что "история жизни" еще не написана до финала. Никто не знает, чем закончится эта игра для Него, для Богини, для целого мира. Найдет ли он Бога в себе или Бог найдется снаружи. Вся эта игра изящно обрамлена костюмами и сценографией от мастера Игоря Чапурина и украшена игрой света и тени Сергея Шевченко и моушн-дизайнера Александра Бондаренко. Цветные нити на заднике, как натянутые стрелы, словно эмоции, которые на пределе своих возможностей не может сдержать Герой. И зритель слышит его истошный крик.


"Спектакль стал тяжелее, расширился. По сравнению с первой постановкой в Одессе: в начале мы нагнетали интригу, а теперь в увертюре уже на нас обрушивается шквал эмоций. Но тем интереснее посмотреть, что же ждет во втором акте”, – поделился своим мнением заслуженный артист РСФСР, педагог-репетитор труппы Большого театра Юрий Васюченко (в 2014 году в Одессе премьера проходила под его руководством).


Прекрасно, что этот спектакль увидит не только родную землю, где был создан, но и родной город Александра Зиновьева – Кострому, где автор является почетным гражданином. Случится это ровно в день 10-летнего юбилея мировой премьеры спектакля, которая состоялась 15 мая 2014 года в Одессе. 


Выросшие на Достоевском и философии экзистенциализма, мы всегда будем двигаться в сторону познания себя и Бога, задаваться вопросами, на которые вряд ли найдем однозначные ответы. И в этом великая сила русского народа с его стремлением к глубинному пониманию Бытия. Балет "Крик" – одна из удивительных возможностей через пластику танца и силу музыки осознать в себе что-то большее, прийти к новым состояниям и вырасти над самим собой. Хотя бы на один вечер.


Фотограф: Андрей Степанов


Comments


bottom of page