Две "Дамы" в Новосибирске


Большой подарок всем любителям прекрасного преподнес известный скрипач-виртуоз Вадим Репин, организовав гастроли Большого театра на сцене Новосибирского академического театра оперы и балета. 12 и 13 апреля в рамках V-го Транссибирского Арт-фестиваля давали «Даму с камелиями» Джона Ноймайера. С момента премьеры в 2014-м году этот балет никогда не покидал стен Большого, и родной город Вадима Репина стал первым, куда этот спектакль был вывезен в полном составе (для проведения двух показов из Москвы приехали 210 человек). Новосибирские зрители также получили возможность насладиться оригинальными костюмами и декорациями, многие из которых были специально приобретены на парижских блошиных рынках.

Будучи преданной поклонницей балета, я не могла пропустить это уникальное событие, однако непосильной задачей оказался для меня выбор состава: 12-го апреля главные партии исполняли Светлана Захарова и Денис Родькин, а 13-го апреля на сцене царили Ольга Смирнова и Артем Овчаренко. Решив посетить оба спектакля, я совершенно об этом не пожалела –потрясающие своей красотой и лиризмом, такие разные «Дамы» стали для меня глотком свежего воздуха в городе, куда никак не хотела приходить весна.

Постановка Джона Ноймайера оказалась настоящим открытием. Его хореография вкупе с меланхоличной музыкой Фредерика Шопена настолько тронули сердце и душу, что следующие несколько дней мелодии и созданные артистами образы не выходили из головы. Мне казалось, что я лично знаю Маргариту Готье и Армана Дюваля, они стали для меня абсолютно реальными людьми, живущими среди нас, – полный глубокого психологизма роман Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» не может оставить равнодушным. В основе его сюжета лежит серьезный, кровоточащий конфликт, который когда-то вдохновил и Джузеппе Верди, – борьба человеческих чувств и желаний с общественным мнением – тема, которая составляет часть личного жизненного опыта каждого из нас.

Две примы Большого продемонстрировали запредельное мастерство: на наших глазах происходило полное слияние балерин с образом Маргариты Готье. Конечно, невольно тебе хочется их сравнить, понять, кто из танцовщиц впечатлил больше, но для себя, если честно, я так и не смогла сделать такой выбор. Светлана Захарова – абсолютно эфемерная и волшебная. Её Маргарита будто предвидит свою судьбу: она танцует, заигрывает с многочисленными поклонниками, общается с Арманом с затаенной печалью. Даже её искренняя улыбка кажется горькой и исполненной понимания её скорбной участи. Красота Светланы очень нежная и благородная, словно бутон розы. Выразительные руки, поющие стопы, одновременно легкость и хорошо ощущаемый опыт исполнения. Светлана – абсолютная царица сцены, которая заполняет собой всё пространство, несмотря на невероятную хрупкость и утонченность.

Ольга Смирнова – более дерзкая и земная Маргарита. Она не осознает или же не хочет осознавать, что её жизнь вот-вот оборвется. В первом акте она показывает полное осознание своей красоты и власти над мужчинами. Ей хочется взять от жизни всё, она прекрасна и сильна... Тем трагичнее воспринимается её искренняя любовь к Арману, необходимость оставить его, а затем медленное увядание. Для меня Ольга – это экзотическая орхидея, томная и роскошная. Есть в её красоте что-то восточное, тонкое, одухотворенное.