Иван Ласковский — первый русский фортепианный композитор
Известная личность Петербурга 1820-1830-х годов Иван Федорович Ласковский не получил систематического музыкального образования, однако занимался у Джона Фильда — создателя жанра ноктюрна в том виде, в какой мы его знаем. Филд сделал из своего ученика настоящего мастерафортепианного искусства — выступления Ласковского пользовались большим успехом среди высшего общества.
Композицию Ласковский осваивал у Иосифа Гунке, автора различных ораториальных композиций и создателя учебников по гармонии «Учения о мелодии», и Иоганна Габерцеттеля, яркого педагога-теоретика.
Именно свои собственные сочинения Ласковский, в основном, и исполнял в салонах и концертах. С большим уважением и любовью он также относился к творчеству Бетховена — порой и его сонаты звучали в интерпретации Ивана Федоровича. Ласковский был видной фигурой своего времени — среди его друзей были такие личности, как Александр Пушкин, Владимир Одоевский, Михаил Виельгорский, а в его доме выступали Ференц Лист, Анри Вьетан, Адольф фон Гензельт.
Судьбоносной стала встреча Ласковского и Милия Алексеевича Балакирева в 1852 году в Нижнем Новгороде. Несмотря на большую разницу в возрасте, они очень сблизились: Балакирев искренне восхищался пианизмом своего наставника, а тот, в свою очередь, увидел огромное дарование у пятнадцатилетнего музыканта. Благодаря Ласковскому, будущий основатель «Могучей кучки» попал в высшее общество незнакомого города, стал зарабатывать себе на жизнь выступлениями и частными уроками.
После смерти Ласковского Балакирев занялся сохранением его творчества: композитор мало думал об успехе своих композиций и редко публиковал свои сочинения. Милий Алексеевич собрал 78 пьес, выпустив их в двух томах в издании В. Фракмана.
Сам Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Даргомыжский высоко отзывались о музыке композитора. Первый в 1839 году включил в изданный им сборник пьес для фортепиано и романсов произведения Ласковского.
Обширна сфера жанров в творчестве Ласковского — это мазурки, скерцо, вальсы, ноктюрны, менуэты, песни без слов, баллада. Ориентируясь на творчество своих европейских современников — Фредерика Шопена, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона — соединив их музыкальные тенденции с русской песенностью и задушевностью, Ласковский по сути создал русский фортепианный романтизм. Ведь тот же Глинка в своих сочинениях был более сдержан и классичен. Сочинения Ласковского, в основном, идеально воплощают дух эпохи — их мелодии отличаются безудержным и страстным характером, проникновенная лирика здесь соединяется с экзальтированными и темпераментными по характеру темами. Впору назвать Ласковского русским Шуманом — настолько их музыкальные натуры были близки друг другу...
В 1910 году Балакирев писал о фортепианном наследии композитора: «Фортепианная музыка хотя и была затронута Глинкой, но первым русским фортепианным композитором следует признать покойного Ивана Федоровича Ласковского. За Ласковским непосредственно следуем мы, то есть я, Лядов, Скрябин, Аренский, Глазунов, Щербачев, Рахманинов, Гречанинов…»
Сейчас композиции Ласковского исполняются нечасто — в основном, их играют учащиеся музыкальных школ, хотя среди творчества Ивана Федоровича немало пьес для взрослых и концертирующих пианистов.
Хочется надеется, что творчество выдающегося деятеля русской музыкальной культуры не будет забыто и в ближайшем будущем к нему появится интерес у отечественных музыкантов.
Текст: Филипп Геллер
Картина: Илья Репин. Славянские композиторы (Иван Ласковский за Даргомыжским, в офицерской форме).
Comments