top of page

Петр Шенк — автор музыки балета «Синяя борода»



Имя этого музыкального деятеля было очень популярно в конце XIX-начале XX столетия, однако сейчас о нем вспомнят, пожалуй, лишь балетоведы.


Будущий композитор был записан в метрических книгах, как «Петров, Петр Петрович». Обычно такие имена давались детям, не имевшим законных родителей. Есть версия, что матерью Шенка была балерина Мариинского театра, Анна Васильевна Кузнецова, а отцом, возможно, — Великий князь Константин Николаевич Романов. После рождения ребенок был отправлен в приют, но вскоре его усыновил Петр Михайлович Шенк, заведующий экипажным отделением Императорских театров, и и его супруга Екатерина Ивановна, известная драматическая актриса.


Мальчик был очень музыкальным, и ему удалось поступить в Санкт-Петербургскую консерваторию на фортепианное отделение. В 1887 году он окончил его по классу Эдуарда Гольштейна, но по совету Антона Рубинштейна Шенк решил продолжить обучение там же — в 1891 году он закончил класс теории музыки у маститого Николая Соловьева. Еще в прошлом году состоялся композиторский дебют молодого музыканта — на общедоступном концерте было представлено его “Andante” для оркестра.

Шенк начинает выступать как пианист и дирижер, в том числе, и Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге.


Петр Шенк с супругой Маргаритой Альфонсовной



В 1892 году им был написан балет «Синяя борода», который был поставлен на сцене Мариинского театра Мариусом Петипа и имел успех.


В своих сочинениях, по мнению современников, Шенк выглядел достойным наследником традиций русской композиторской школы. В 1913 году рецензент журнала «Нива» так писал о музыке Петра Петровича: «Шенк — представитель лирического направления в музыке. Ему свойственны песенная мягкость, нежность интонаций и красивый мелодический стиль. Задумчивая созерцательность, лирическая грусть и особая идейная философичность отличают его музыку. Шенк — художник-мыслитель, и оттого все его творчество носит отпечаток благородной возвышенности…»


В 1900 году дирекцией императорских театров Шенк был назначен руководителем репертуарного отдела императорских театров и заведующим Центральной библиотекой. Выступал он и как музыкальный критик — его статьи публиковались в изданиях «Театр и искусство», «Звезда».


Обширно творчество композитора: его перу принадлежат пять опер («Сила любви», «Актея», «Последнее свидание», «Чудо роз», «Победа»), два балета («Синяя борода» и «Саланга») и столько же оперетт, музыка к спектаклям, а также многочисленные симфонические произведения и романсы, написанные, в основном, на стихи К.Р.


Шенка не стало в 1915 году — ему было всего 45 лет.


Эскиз декораций для постановки балета «Синяя Борода», 1896. Художник К. Иванов


Отдельно хочется сказать о балете «Синяя борода» — спектакль был поставлен в 1896 году, в бенефис Мариуса Петипа. В постановке танцевали Пьерина Леняни (Изора), Ольга Преображенская (Анна), Матильда Кшесинская (Венера), Сергей Легат (Артур). Танцевальная часть была признана шедевром — один из критиков писал: «Оригинальность планировки, красивые оживленные группы и общая картина свидетельствуют нам, что, поставив в жизни семьдесят балетов, почтенный хореограф не утратил вдохновения и фантазии».


Спектакль возобновлялся в 1910 году Николаем Легатом, а последний раз был исполнен в 1913 году.


В 2014 году балетмейстер Василий Медведев поставил «Гранд па-де-де Электрик» из «Синей бороды» по хореографии Мариуса Петипа для фестиваля Dance Open. Предлагаем вам посмотреть запись этого номера. Исполнители — премьер и ведущая солистка Большого театра Семен Чудин и Кристина Кретова и артисты Театра балета им. Л.Якобсона. На данный момент, это единственная возможность услышать музыку Петра Шенка.



 

Текст: Филипп Геллер

bottom of page