top of page

Память о Рерихе поселится в Выборге


Сегодня мы рады представить вниманию читателей интервью с искусствоведом и историком Анастасией Мартыновой. Анастасия Геннадьевна – автор двух монографий о Выборге в живописи и графике, многочисленных научных публикаций – имеет в своем личном архиве около 2000 изображений живописи и графики с видами Выборга и окрестностей. Она проводит уникальные научные изыскания, не имеющие аналогов и охватывающие все исторические периоды с момента основания города. В 2017 году выборгский совет по топонимике по инициативе Мартыновой запланировал назвать одну из улиц Выборга в честь художника Николая Константиновича Рериха. Однако городу Выборгу очень не хватает мемориальной таблички на доме, где жил художник. Время пришло. На фандрайзинговой платформе социальных проектов «Область добра» открыт благотворительный сбор средств на мемориальную доску.

Анастасия, как давно Вы занимаетесь темой искусства? Что Вас вдохновило?

Я родилась в городе Выборге, его историей и культурой интересовалась с детских лет. С 5 лет участвовала в различных конкурсах, конференциях, в том числе об истории города. В 6 лет выиграла один из областных конкурсов и получила крупную денежную премию. Думаю, всё это – заслуга родителей. Они воспитали во мне любовь к природе, истории, искусству, родному городу. Вообще я считаю, что искусство – это лучшее, чем можно заниматься в жизни. Кстати, благодаря родителям в 2-3 года я уже читала книги.

Тему Выборга в живописи и графике я основательно изучаю на протяжении последних 6 лет, и за это время сделано многое. Я окончила с отличием аспирантуру по специальности «Теория и история искусства», имею высшее историческое образование. В 2017 году увидела свет моя первая монография «Выборг в биографиях финских и русских художников 20-начала 21 века». Особой гордостью является то, что она была включена финским правительством в программу «Suomi Finland 100». А уже в этом году весной увидело свет еще одно издание: «Выборг, парк Монрепо и окрестности в творчестве художников XVI-XIX веков». Сегодня я автор более 50 научных публикаций по теме Выборга в живописи и графике. Более 50, потому что с некоторых пор я перестала их считать. Важнее для меня – находить и опубликовывать новый, интересный материал, достойный внимания.

Искусствовед Мартынова на презентации своей первой монографии

Когда и почему Вы решили изучать творчество художника Николая Константиновича Рериха?

Изначально такой цели не стояло. Я изучала Выборг в живописи и графике. А поскольку Выборг – уникальный город, который впитал в себя множество культур и воспитал целую плеяду известных людей, так получилось, что мои исследования затронули и творчество Николая Константиновича Рериха. Кстати, он один из моих любимейших русских художников. Кроме того, он пропагандировал русскую культуру за рубежом, чем отчасти занимаюсь и я, сотрудничая в научном плане с множеством учреждений культуры и науки за границей.

Какие статьи Вы опубликовали на эту тему? Выступали ли с лекциями, рассказами?

Статей о выборгском периоде Рерихов мною было опубликовано достаточно много, в том числе в научных журналах хорошего уровня. Например, в 2016 году вышла статья в научном политематическом журнале Кубанского аграрного университета. Этот журнал входит в перечень журналов, рекомендуемых Высшей Аттестационной Комиссией РФ, а также в международную библиографическую базу «AGRIS». В 2017 году вышла статья о Рерихах в Выборге на финском языке в официальном научном журнале Архивного ведомства Финляндии. В 2018 году опубликован материал на шведском языке в альманахе «Wiborgs Nyheter», и в мае этого года я рассказывала об этом материале на презентации нового номера альманаха в лекционном зале выборгской библиотеки А. Аалто. В июне этого года был издан каталог выставки «Помни о Севере», в котором напечатана также моя статья о Николае Рерихе. Этот каталог издан в престижном российском научном издательстве «РОССПЭН» – ведущем публикаторе архивных документов и научных работ по российской и советской истории XX века.

Конечно же, о Рерихах в Выборге я рассказывала на разного рода конференциях. Отдельное большое спасибо хочу сказать организатором крупнейшей конференции «Рериховское наследие», куда меня пригласили осенью прошлого года. Я выступала в зале Государственного совета в Эрмитаже в первый день этой конференции, что очень почетно. Отмечу: в своих материалах я раз за разом уточняю все подробности, касающиеся пребывания Рерихов в Выборге, учитываю все мнения предшественников, сопоставляю факты. Сегодня, благодаря проделанной работе можно сказать, что тема относительно изучена.

Искусствовед Мартынова около старейшего жилого дома в России. Выборгский дом построен в 1583 году.

Расскажите о периоде жизни семьи Рерихов в Выборге. Почему он такой краткий?

По мнению искусствоведа Евгения Кеппа, впервые Рерих побывал в Выборге во время своих поездок с художественно-археологической целью в 1903-1904 годах. Он интересовался старыми городами, в которых художник «открывал для себя Россию». Вначале Рерих знакомится с Нарвой, позже – с Выборгом, его замком и парком «Монрепо». К лету 1918 года, в период обострения отношений Финляндии с Россией, Рерих с семьёй переезжает на остров Тулолансаари. Он просит своего давнего друга, финского художника Акселя Галлен-Каллела, рекомендовать его губернатору Выборга, иначе придётся покинуть пределы страны. Последний обращается с просьбой выдать Рериху официальное разрешение остаться в Финляндии. В октябре 1918 года Рерих с женой Еленой Ивановной и сыновьями Юрием и Святославом переезжает в Выборг и селится в доходном доме на Ладаункату (ныне ул. Тургенева), д. 8, кв. 2 (в обиходе – дом «с совами» или «с арфами»). Тургенева – это бывшая Juteininkatu, в составе Финляндии до 1939 годп, или Ладоуская ултца, в составе России до 1917 года. Дом построен в стиле модерн в 1909 году известным финским архитектором Отто Вартиоваара. О том, что Рерих жил именно по этому адресу, мне удалось установить исходя из его писем к разным людям, в которых он, кстати, допускает время от времени ошибку при написании улицы, называя ее то «Ладаункату», то «Ладанукату».

Существует достаточно много документов, касающихся пребывания Рерихов в Выборге. Это письма, паспортные книжки, справки, прошения, каталоги картин, статьи в прессе того времени, мемуары Рерихов, воспоминания современников. Множество документов хранятся в Ленинградском областном государственном архиве в городе Выборге: прошения, справки, фотографии и др.

Дом, где жил Рерих в Выборге

Выборгский период жизни оказался для семьи художника тяжелым в финансовом отношении: средства, которые принадлежали семье, остались в Петербурге, забрать их не удалось. Единственным способом поправить материальное положение была организация персональной выставки. Финский художник Аксели Галлен-Калела помог Рерихам не только остаться в Выборге, но и организовать первую в скандинавских странах персональную выставку Николая Константиновича в Стокгольме осенью 1918 года. С 1917 по 1919 годы братья Юрий и Святослав Рерихи завершают в Финляндии гимназический курс. Юрий определяется в выборе специальности, выбирает востоковедение. Весной 1919 года Рерихи принимают решение уехать из Выборга и из Финляндии. Здесь было оставаться небезопасно. Получив британскую визу, они через Норвегию отплыли на корабле в Англию. Куда и прибыли летом 1919 года. Незадолго до отъезда Николай Константинович пожертвовал Культурно-просветительскому обществу при выборгском православном приходе этюд для продажи на американском аукционе. Почему Рерихи отправились именно в Англию? Дело все в том, что Николай Рерих получил предложение на оформление театральных постановок в Лондоне. Сын Юрий поступил на индо-иранское отделение Школы востоковедения при Лондонском университете.

В общем, самое долгое пребывание Рерихов в Выборге было полгода. Это много для такой величины как Рерих, тем более учитывая тяжелую политическую обстановку в Выборге тех лет. Здесь он успел очень многое. Для сравнения, Ленин останавливался в этом же доме всего лишь на сутки, и это событие увековечено.

Сохранились ли воспоминания жителей Выборга 100-летней давности об этой семье?

Данные о пребывании Рерихов в Выборге я собирала по крупицам. Пока о воспоминаниях современников известно мало. Однако я узнала, что Игорь Михайлович Карпинский (художник, уроженец и житель города Выборга) зимой 1918-1919 годов с Юрием и Святославом катался на коньках в бухте Большого Ковша (Салака-Лахти). Кроме того, когда в 1918 году Рерихи перебрались в Выборг, их соседом оказался известный монголовед и фольклорист – профессор Андрей Дмитриевич Руднев. Под его руководством Юрий Рерих стал изучать монгольский язык и литературу.

Где сейчас находятся картины, написанные Николаем Константиновичем в Выборге?

В музеях и частных коллекциях по всему миру. Во время выборгского периода художник написал множество картин. Это известные и не очень работы: «Покаяние», «Зов колокола. Старый Псков», «Сыновья неба», «Жар земли», «Осень – Выборг», «Отверженный», «Сокровище», «Вечер», «Дождевые облака», «Сын Бога», «Град умерший», «Победитель», «Закат», «Скала ворона», «Осенний убор», «Дозорные», «Зов солнца», «Призыв солнца», вторая версия, «Беглецы (Изгнанники)» (1918). Эскиз, «Острова. Озеро Ладога (II)» (1918), «Заклинание» (вариация) (1918).

Картина «Покаяние»

Две работы художника «Выборг. Осень» и «Выборгская крепость» посвящены Выборгу. В 2016 году я узнала, что в фондах Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (Москва) хранится картина Рериха «Выборгская крепость». Я установила также датировку этой работы. До сего момента широкой публике была известна только одна атрибутированная работа художника с выборгской тематикой – «Выборг. Осень», которая хранилась в Международном Центре-Музее Рериха в Москве. Сохранилась также «Выборгская тетрадь» Святослава Рериха 1918 года, которая сегодня хранится в «Музее Рериха» в Нью-Йорке. Это сборник ироничных зарисовок, выполненных на листах обычной тетради в клетку.

Картина «Выборг. Осень»

Картина «Выборгская крепость»

Хранят ли выборжане память о Рерихе? Возможно, проводятся какие-то культурные мероприятия, ему посвященные?

В советское время в Выборге было даже рериховское движение, и над городом поднимали рериховское «Знамя мира». Свидетелем и участником этого является выборгский историк и краевед Эльга Николаевна Абакшина. Ну а сегодня Рерих практически забыт. Некоторое время ходили очень редкие слухи, что Рерихи бывали в Выборге, и надо бы сделать мемориальную доску. Но для увековечивания памяти об этом событии нужны были научные основания. Теперь они есть. И мне так радостно, что проведенные вашей покорной слугой исследования помогают культурному развитию Выборга.

Расскажите, пожалуйста, о своей идее. Какой будет мемориальная доска?

Изначально хотелось, чтобы изящная доска была выполнена профессионалами из петербургского «Союза художников». Планировался мрамор. Но от этой идеи пришлось отказаться в виду того, что стоимость огромна – более миллиона рублей. Я выбрала доступный вариант: материал – черный гранит, цена вместе с установкой и доставкой будет составлять около 50 тысяч рублей. На плите с неровными очертаниями будет выгравирован портрет художника примерно до уровня груди, сидящего в полупрофиль с открытой книгой в руках. Справа от художника палитра и кисть. Над ними – выгравированный текст в стилистике авторского списка художника за 1918-1919 годы, в котором он своей рукой отмечал работы, написанные в Выборге: «В этом доме с октября 1918 по май 1919 год жил и работал Н.К. Рерих с семьёй». Я разработала предварительный эскиз мемориальной доски, с которым можно ознакомиться в тексте проекта на сайте «Область добра». Окончательный эскиз будет выполняться уже опытными художниками после завершения сбора средств. Выбраны две компании, готовые взяться за столь важный заказ.

Кстати, бытует мнение, что от мемориальных досок пользы нет, и они только портят здания. Но в данном случае это лишь первый шаг для сохранения здания, которое является памятником архитектуры. Конечно же, до размещения доски было бы хорошо отреставрировать дом или сделать косметический ремонт фасада.

Выборгу очень повезло. Это большая честь, что в нашем городе жил такой великий человек. Он не только написал здесь большое количество картин, но посвятил свои работы. Дом, в котором жил художник, сохранился. И мне особенно радостно, когда научные усилия дают плоды в виде раздела крупной выставки «Помни о Севере». Одну из улиц города назовут улицей Рериха, а теперь, я очень надеюсь, в Выборге будет и мемориальная доска, посвященная великому художнику Николаю Рериху. Кстати, имена 10 человек, которые сделают самые большие взносы, будут высечены на доске в списке почетных меценатов. А еще мы снимем торжественное видео, в котором перечислим имена всех дарителей. Условия платформы строгие, и проект должен собрать хотя бы половину суммы для того, чтобы она пошла на реализацию проекта. Поэтому мы очень ждем поддержки и приглашаем меценатов!

Беседовала: Марина Матвеева-Мельник, продюсер платформы социальных проектов «Область добра»

 

Уважаемые читатели! Мы предлагаем вам поучаствовать в создании будущей мемориальной доски в честь художника Рериха. Давайте вместе сохранять историю Выборга! Заходите на страницу проекта и участвуйте: https://областьдобра.рф/project/199!

bottom of page