top of page

Лионская группа Tie Break в Петербурге: открытие фестиваля Dance Open



Фестиваль Dance Open не изменяет своим планам: сезон 2023 года стартовал с гастролей лионской труппы Tie Break — той самой, которую петербургский смотр планировал привести еще в 2020-м году. Спустя три года восемь спецов по брейк-дансу из Франции вышли на сцену Александринского театра со своей постановкой Lobby.


Три года фестиваль Dance Open боролся с обстоятельствами. 2020 и 2022 годы заставили за пару недель до смотра аннулировать блестящие афиши, в которых среди прочего значились постановки Александра Экмана, Йеруна Вербрюггена, NDT, Dutch National, Жан-Кристофа Майо и Peeping Tom. Весна 2021-го оказалась не лучше: все гастроли были перенесены на зиму, хотя тогда и удалось привезти виртуозов контемпорари Introdans и Национальный балет Испании. Но воля к победе и характер победителя зашиты в ДНК бреда, поэтому фестиваль вернулся в 2023-м году в апрельский график Петербурга, а программа снова насыщена иностранными наименованиям. Более того, команда делает невозможное: привозит на открытие французскую компанию – первый вечер отдали виртуозному брейк-дансу от лионской компании Tie Break.



Восемь лет назад французские чемпионы по стрит-танцу в разных дисциплинах решили объединиться и основали группу Tie Break. Восемь парней решили взяться за стереотипы так же лихо, как они ломают телесные законы физики в хип-хоп баттлах. Миссия компании – смешивать все самое симпатичное, включая цирк, джаз и мюзикл, и создавать на основе своего стиля спектакли, показывая их в академических институциях. Их не звали импрессарио или хореографы, предлагая готовые рецепты и постановки, они смело брались за все сами: все придумано и поставлено внутри команды. «Мы банда», — как сказали они однажды друг другу и по-прежнему не изменяют себе. Бесстрашно выйдя на суд театральных снобов, предложив микс жанров и назвав свой пластический «саунд» break-street-dance-comedy-style, они победили: перед обаянием их танца и чувством юмора сложно устоять.



На фестиваль Dance Open французские b-boys привезли работу Lobby. Атрибуция была гостями обозначена сразу: брейк-данс-комедия, поэтому ждать классики не стоило, а имело смысл настроиться на жанр уличного танца, на его иронию и энергию, хотя и оснащенного драматургией и сценографией. Действие Lobby разворачивается в холе пятизвездочного отеля, герои – консьержи, носильщики, официанты и достопочтенные гости, музыкальное сопровождение – услада для любого слуха: блюз, джаз, соул, фанк и немного deep-электроники. Расслабляемся в мягком кресле и представляем себя в отеле «Ритц» в Париже или в зале «Уолдорф-Астория» на Манхэттене (одна из композиций в саундтреке так и называется – Sit Back and Chill). Стойка ресепшн на месте, как и бархатное кресло рядом с журнальным столиком, на который можно поставить ледяной коктейль или приветственный бокал игристого. В колонках звучит знакомая Fly me to the Moon Синатры, и начинаются танцевальные приключения – добрые и озорные. Артисты крутят пируэты на голове, показывают акробатические фокусы, демонстрируют немыслимые трюки и комбинации, не прекращая улыбаться, как будто очередные слайд, кручение на спине backspin или на руке turtle им ничего не стоят.



Но это еще не всё! Из холла мы подимаемся этажом выше, где нас ждет следующий уровень. К классике брейка добавлена игра и батут, запрятанный в кровати King Size в номере «Люкс». Здесь классика жанра с пауэрмувами и фризами изрядно сдобрена акробатическими и цирковыми приемами, которые добавляют сценического ритма в традиционные формы стрит-данса: да, Tie Break родом с улиц, но законы театра, как оппонента в баттле, они уважают, поэтому, к слову, без труда освоили огромную сцену Александринского театра и не утонули в ее глубине и ширине.



Холодной сердце петербургского зрителя, закованного в академические правила, растопить сложно, но можно, и Tie Break это удалось. Вообще риск в крови этой команды: выйдя на сцену в 2016 году, они не побоялись ни консерваторов, ни своих принципиальных соратников улиц, сейчас – приехали в Петербург, доказывая, что танец не имеет и не должен иметь границ. И нам у этих ребят из Конго, Того, Алжира, Коморских островов или из французских семей эмигрантов точно имеет смысл поучиться – ну, например, свободе.



Текст: Ольга Угарова

Фотографии: Нина Данилина

bottom of page